Автор Тема: СПОРТ С СОБАКОЙ. Сергей Понюхин в редакции журнала "Друг". 1997г.  (Прочитано 994 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн JuLL

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2511
  • Спасибо: +137/-8
  • Последнее посещение :
    02 Апрель 2021, 23:11:59
    Местоположение: Москва
  • Моя собака: Кенай


Напомните, с чего начинаюсь Ваше, теперь уже не побоюсь сказать, "дело всей жизни"?

- Вся наша жизнь связана с се-вером Камчатки. Родители Алены всегда держали ездовых собак, и я, когда приезжал в отпуск, тоже ими занимался. Кроме того, я был альпинистом (имею звание кандидата в мастера спорта), работал проводником в горах. Мне это нравилось, а после увольнения из армии начал всерьез думать, чем заниматься. Так возникла идея.

- Какие собаки были у Вас тогда?

- Лабрадор (первый на Камчатке), великолепный спасатель. В свое время Алена ездила с ним в Крым, в Центр спасательных собак Назарова, и он там был первым на соревнованиях. К сожалению, он погиб во время экспедиции. Мы попали с ним в камнепад. Я отделался ушибами, а он получил серьезную травму.
- А сейчас у Вас есть собака не ездовых пород?

- Нет, только ездовые. Наш первый вожак живет как пенсионер, ему уже 19 лет. Это великолепный экземпляр камчатской ездовой лайки. Он работал в упряжке до 17 лет и сегодня находится еще в прекрасной форме, В 14 лет он прошел "Берингию" и тогда упряжка заняла четвертое место. Больше всего меня возмущает разговор с "любителями животных", которые выступают против гонок, считая это издевательством над животным. Я в таких случаях отвечаю: "Приезжайте ко мне на тренировку. Посмотрите, с каким удовольствием собаки бегут. Для них трагедия, если не взяли в упряжку."

- Как возникла идея восстановления породы камчатской ездовой собаки?

- Имеются записки по кругосветному путешествию, которое по указу паря состоялось в начале прошлого веке. В этих записках мы находим подробнейшее описание Сибири. Был издан целый альманах о собаках, и камчатская ездовая описывается как наиболее сильная, неутомимая и выносливая собака Сибири.

- Получается, что, говоря о породе, Вы выделяете прежде всего характер животного, а не какие-то его внешние признаки.

- Конечно. Для нас собака, под-ходящая под породу только по экстерьерным признакам, не существует.

- В какой породе ездовых собак сегодня четче прослеживается характер?

- В спортивном кинологическом мире сейчас эта порода называется аляскинская хаски. Практически так именуются все собаки, участвующие в гонках. В них есть какие-то примеси северной крови, но на самом деле в основе лежат чаще всего крови легавых собак, например пойнтеров. Отличительная особенность необыкновенная неутомимость в беге, особенно на коротких дистанциях 25-30 км. Здесь они показывают потрясающие результаты, но на длинных дистанциях таких собак не бывает. Участвовать могут любые, но до финиша доходят только северные собаки.

- То есть пойнтера на токах гонках не встретишь?

- Ни в коем случае. Он просто не дойдет. В гонках на Аляске (родина аляскинских хаски) температура достигает -35 градусов, а там предусмотрены ночевки в лесу. Все, что можно сделать для утепления, - постелить сено.

- Какой состав собак в вашем питомнике?

- Мы стараемся поддерживать породу камчатской ездовой лайки. Это сложно. Четыре года назад я собрал лучших собак, а теперь искать почти бесполезно; очень большие смешения произошли с овчарками. Овчарки могут дать силу или злобность, но не выносливость. Овчарка может перевезти дрова на расстояние 10-15 км, а если счет идет на сотни километров, она, конечно, не выдерживает. Так на генетическом уровне размываются лучшие качества камчатской ездовой лайки, кстати, очень доброжелательной к людям (это породный признак), хотя между собаками могут возникать естественные конфликты.

- Таким образом, получается, что ездовые собаки скоро совсем исчезнут?

- Наоборот, сейчас начинается процесс возрождения. Если всего несколько лет назад в поселке оставалось несколько упряжек, то теперь их 15 - 25.

- В статье Алексея Ввреинова (№9, 1996г.) упоминаются б0-е годы, когда происходило самое на-стоящее уничтожение ездовых собак. Как теперь обстоят дела?

- Так и было самый настоящий геноцид, и собак истребляли десятками в день, причем взамен давали бутылку водки за две-три шкуры. Людей, готовых продаться таким образом, найти всегда можно. А с чукчами поступали так: наливали водки и, пока хозяин упряжки спит, уничтожали всех собак. Пять лет назад упряжки оставались только у русских, которые постоянно занимались этим промыслом и пришли на север лет 300 назад. Эти упряжки и сегодня самые "чистые".

Почему я борюсь за признание на международном уровне двух разных пород - камчатской ездовой и чукотской ездовой? Если их поставить рядом, то особенно заметно, насколько они разные. Мы как спортсмены редко встречаемся с известной дискриминацией на международных гонках, но речь идет о градации - северная эта порода иди не северная.

- Вернемся к настоящему времени, вы поехали в Европу за свой счет ила какие-то организации помогали вам?

- За свой счет невозможно даже просто жить на Камчатке. У меня сейчас 20 собак. Питомник расположен в лесу, в 7 километрах от города, и занимает участок в 1 гектар. Когда встал вопрос о создании питомника, мы сразу отрезали себе все пути к отступлению - продали квартиру и на эти деньги купили вагончик, снегоход, машину. После этого мы приняли участие в нескольких гонках. Уже тогда администрация и некоторые фирмы, связанные с гонками, обратили на нас внимание. Больше всего нам помогает администрация камчатской области и лично губернатор Владимир Бирюков. Благодаря губернатору впервые в России открыто отделение гонок на собачьих упряжках и мы я и моя жена) первые два спортсмена зачислены туда в качестве гонщиков. Таким образом, новый для нашей страны вид спорта и наша деятельность официально признаны профессиональными. Пять лет назад я не мог даже получить страхового полиса, так как считался безработным, хотя работал по 24 часа в сутки. Теперь мы даже будем получать зарплату.

Кроме того, активно и безвозмездно уже давно нам помогает и финансами и кормами туристическая фирма "Кречет" (президент Коваленков). Теперь подключилась компания "Роял Канин". Последнее время очень выручало камчатское представительство авиафирмы - "Ил-Авиа".

- Деть еще на северо-востоке профессионалы, подобные Вам?

- Сейчас на Чукотке совместно с американцами проходит гонка "Надежда". Мы не участвуем в этой гонке, так нам сейчас полезней (и дешевле) слетать в Европу, чтобы проверить своих собак на нескольких гонках, дать им своего рода обкатку. Потом в конце марта пройдут гонки "Россия" уже на Камчатке. Будет не менее 10 упряжек с Чукотки, а наших около 25. Коряки выставят не меньше 12-15 упряжек из настоящих рабочих собак. Впрочем, сегодня на Камчатку идет активное проникновение хороших собак из Америки.

- Как начался сезон этого года?

- 23 января самолет ИЛ-76 (компании "Авиалайн) перебросил наш микрогрузовик и 12 собак в Москву, Наша машина имеет полную экипировку: в ней смонтировано 12 клеток, сверху установлена нарта... Таким образом, можно стартовать с 10 собаками, имея двух в запасе. К такому составу мы пришли опытным путем. В Москве к нашему приезду были подготовлены все необходимые документы. Каждая собака у нас имеет индивидуальный паспорт с фотографией.

Из Москвы мы двинулись на Запад. Если документы оформлены правильно, то никаких проблем на границе не возникает. Причем к нам очень хорошо отнеслись сотрудники таможни: как только узнавали, что мы с собаками, пропускали без очереди.

К сожалению, на первые старты мы опоздали и начали с гонки в Бюхинберге. Зимой гонки проходят в разных странах и являются как бы отборочными для чемпионата Европы. Таким образом, итальянец может стартовать во Франции, француз в Германии и это не влияет на конечный результат. Все старты отборочные. Например, в Германии 200 человек претендуют на место в сборной и в течение сезона стартуют. Принимая участие в различных этапах, участник набирает баллы. Если время и набранные баллы позволяют войти в число лучших, то такой спортсмен автоматически попадает в сборную страны и едет на чемпионат. Первый наш старт был в Бюхинберге. Приехав туда, сразу заявили о том, что мы включаемся в отборочные соревнования и хотим участвовать в финальных заездах на чемпионате Европы. Нам сказали: "Пожалуйста, но вам не с кем из российских гонщиков конкурировать". Тем не менее, существуют нормативы. Например, я не должен иметь отрыв от последнего участника больше чем на один час. Так получилось, что в Бюхинберге из 26 гонщиков я стал 12-м, а в Найдмюлле, где собак разделили на "северных" и "не северных", по северным породам я был третьим из 17.

Наконец, мы двинулись на чемпионат, который проходил в Зильце (Швейцария). Вскоре возникли проблемы. Несмотря на то, что мы имели официальные приглашения, нас больше суток держали на границе Швейцарии и Германии. Были сделаны все соответствующие запросы, но, проявив сверхбдительность, русскую машину держали больше суток, запрашивая всевозможные посольства и организации. Наконец, пришло подтверждение, нам дали визу, и мы въехали в Швейцарию, но на месте оказались только ночью, а утром в 10 часов уже был дан старт. Собаки, конечно, отдохнуть не успели. Еще не повезло в том, что ночью был мороз, а на момент старта +9 (убийственная температура на гонках для северных собак). Несмотря на то, что мои собаки были в плохом состоянии, среди 19 участников я был 17-м, но зато каких участников! Почти все - призеры европейских чемпионатов.

- Скажите, насколько привлекательны для европейских гонщиков тонки в России, например "Московия"!

- Очень привлекательны, но следует кое-что изменить в этих соревнованиях. Если будет так, как в прошлом году, не поедут. Во-первых, немыслимая сумма стартового взноса 3,5 тысячи долларов. Обычно на двухдневную гонку максимальный взнос составляет в Германии 50-70 марок. В 1995 году на Альпироде стартовый взнос двухнедельной гонки составлял 600 долларов (это уже много) и 600 долларов (300 долларов на одного человека) за питание. Итого 1200. Можно было заплатить всего 600 и питаться самостоятельно. Европейцы не любят, когда к чему-то принуждают или что-то навязывают. Для них это дорого, даже для профессионалов, которые, собственно, живут этим. Гонщик-профессионал готов заплатить, к примеру, 300 долларов, но в дальнейшем жить автономно. Есть машины, солнечные батареи, газ и пр. и пр. Все питание нетрудно взять с собой.

- Какая трасса была на чемпионате Европы?

- Три дня по 25 километров.

- Это довольно легкий режим.

- Дело в том, что это был чемпионат Европы в спринте. А у нас не было выбора, хотя наши собаки были подготовлены к гонкам на длинные дистанции. Мы тренировали их для Альпирода - ежедневный пробег 50-60 километров. Как я уже сказал, 17-й результат для меня был совсем не плох. Откровенно говоря, я думал, что все будет гораздо хуже. В некоторых упряжках пойнтеры составляли больше половины собак, то есть весь расчет на спринтерскую гонку. А у меня две собаки получили тепловой удар Ветеринары как могли помогали мне, но у меня оставались сомнения относительно второго дня. Тем не менее, на следующий день и мысли не допускали о том, чтобы сойти с дистанции. Погода тоже не очень хорошая была. Я вышел на 10 собаках. Еще раньше я заметил, что одна из моих собак сильно нервничает, тем не менее я поставил ее в упряжку, и это была главная моя ошибка на этом чемпионате. Выходим на старт, проходим около 500-700 метров, и на повороте эта собака вцепляется в заднюю лапу передней собаки. Началась потасовка, куча-мала, нарта покатилась...Подскочили судьи на снегокате и помогли растащить собак. Ехать можно, но покусанную собаку надо посадить в нарту. Судьи сажают ее, но не пристегивают карабином. Собака выскакивает - и бегом назад, в лагерь. По правилам, пока собака бегает, я не имею права продолжать гонку. Обидно было до слез, но пришлось заявить, что схожу с трассы. Обидно ужасно. Тем более, что на 3-й день хорошая погода, мороз, немного облачно, все, как у нас. А во 2-й дань было +10 и солнце. Все в майках.

Потом мы отдохнули и стали возвращаться в Россию. По пути заехали в Чехию и там нам удалось принять участие в гонках. Алена стартовала на восьми собаках и заняла второе место. Там были австрийцы. чехи, всего 17 упряжек. Чехи очень серьезно занимаются этим видом спорта, а для немцев он вообще стал национальным. Вы бы видели сколько зрителей - 22 тысячи! Старт и финиш в одном месте. Входной билет на стартовое поле 6 марок, для ребенка 2 марки.

-А у нас реально проводить та-кие гонки?

- Вполне, только не надо никакой гигантомании (тысячекиломе-тровых трасс). Надо провести скромную гонку с дистанциями по 40-60 км. Старт должен быть в центре города, чтобы все видели, как это красиво и чтобы на следующий год городские власти активнее помогали. Очень подходит го-род Осташков на Селигере. Там можно организовать четырехдневные кольцевые гонки - ромашки. Под Москвой в Пушкино есть упряжка из 6 собак, для которой вполне реально пройти 40 - 50 км в день. Кроме того, свердловчане готовятся.

Ваши планы на этот год?

- Чемпионат России будет проходить в Корякин. Следующий сезон - европейский чемпионат, потом "Московия". После "Московии" хотелось бы поехать в Финляндию, принять участие в гонках на длинные дистанции. Если вообще говорить о глобальном, то для меня, как для любого гонщика, вершиной считается аляскинская гонка Идитарод (Iditarod). Само участие в этой гонке - уже определенное достижение.

- На каких санках Вы соревнуетесь!

- На американских, я получил их из Аляски. Комплект стоит около 1500 долларов.

- Можете ли вы сделать прогноз: когда у нас появятся другие спортсмены!

- Думаю, что не скоро. Сейчас возможно создание клубов, которые смогут подготовить одного-двух спортсменов. Для того, чтобы содержать упряжку, необходим какой-то фонд, например от продажи щенков. Это должен быть небольшой питомник, но не диванных собачек, а рабочих. Вчера видел в Пушкино четырех собак, а двух-трех привозят на тренировки. Некоторые привозят на два-три дня, другие оставляют на неделю. Но это порочная практика, так как в упряжке существует определенный микроклимат, а приходящие собаки его нарушают и гонщику трудно управлять таким коллективом.

- Кстати, получается, что ваша жена обошла вас на гонках!

- Да, Алена - сильный гонщик. Она с десятилетнего возраста гоняет собак. Я думаю, что в ездовом собаководстве, создании упряжек лучше нее сейчас никто не разбирается. У нас обязанности распределяются следующим образом: на мне хозяйство и физическая подготовка животных, а она - мозговой центр по психологической совместимости. Ведь на этом все основано - сколько километров упряжка будет идти беспрепятственно и слаженно. Я в этих вопросах ее слушаюсь и полностью ей доверяю.

Закончился очередной сезон. Теперь остается ждать новой зимы, нового снега, новых впечатлений. Очень хотелось бы, чтобы и у нас в Центральной России проходили эти замечательные состязания. Будем надеяться, что все получится и в новом году мы услышим уже на "Московии-98" знакомые слова на старте: "Пять, четыре, три, два, один - Пошел! "