В годы Великой Отечественной войны в армии «служило» около 60 тысяч собак . Велики их заслуги в ратном деле. Собаки выполняли на фронте важную работу. Среди них были ездовые, связные, санитарные, сторожевые, диверсионные… Около 16 тысяч упряжек ездовых собак зимой на нартах, а летом на специальных тележках вывезли с поля боя почти 700 тысяч тяжелораненых бойцов. Шесть тысяч собак-миноискателей обнаружили свыше 4 миллионов мин, фугасов и других взрывчатых устройств, что позволило своевременно их обезвредить. В сложной боевой обстановке, по лесам и болотам, порой не проходимым для человека, связные собаки доставили в роты, батальоны и полки около 200 тысяч документов, проложили 8 тысяч километров телефонного провода. Собаки уничтожили более 300 вражеских танков, 63 из них во время Сталинградской битвы.
Не все знают, что на историческом параде Победы, наряду со всеми родами войск шли и подразделения военных собаководов. Собаки воевали наравне с людьми. В нескольких километрах от Лигедзино погибшим собакам, которые защищали Киев, установлен памятник. На нем написано: «Остановись и поклонись! 150 служебных собак полегли здесь смертью храбрых. Они остались навечно верными родной земле».
Джульбарс — самая знаменитая собака периода Великой Отечественной войны
Среди четвероногих миноискателей, отличившихся в годы Великой Отечественной и сразу после войны, были и свои лидеры, чьи имена, то бишь клички, вошли в историю. В Центральном государственном архиве Министерства обороны России хранятся документы, рассказывающие о боевом пути минно-розыскной собаки по кличке Джульбарс, служившей в составе 14-й штурмовой инженерно-саперной бригады.
Джульбарс был обычной дворнягой, но благодаря прирожденному чутью и специальным тренировкам способный пес вскоре стал настоящим асом минно-розыскной службы.
Дворцы над Дунаем, замки Праги, соборы Вены… Эти и другие уникальные памятники архитектуры дожили до наших дней благодаря феноменальному чутью Джульбарса. Документальным подтверждением тому служит справка, в которой сообщается, что с сентября 1944-го по август 1945 года, принимая участие в разминировании на территории Румынии, Чехословакии, Венгрии и Австрии, служебная собака по кличке Джульбарс обнаружила 468 мин и более 150 снарядов. 21 марта 1945 года за успешное выполнение боевого задания Джульбарс был награжден медалью «За боевые заслуги». Отменное чутье неутомимого пса отмечали и саперы, разминировавшие могилу Тараса Шевченко в Каневе и Владимирский собор в Киеве.
С этой собакой связан еще один интересный исторический факт. Среди многочисленных питомцев Центральной школы военного собаководства, заслуживших почетное право принимать участие в Параде Победы, состоявшемся на Красной площади 24 июня 1945 года, были Джульбарс. В день, когда проходил парад, пес еще не оправился от полученного ранения и не мог пройти в составе Центральной ордена Красной Звезды школы воелных собак. Ее начальник генерал-майор Г. Медведев доложил об этом командовавшему парадом Маршалу Советского Союза К. Рокоссовскому, который поставил в известность И. Сталина. Главнокомандующий распорядился: «Пусть эту собаку пронесут на руках по Красной площади на моей шинели».
Распоряжение было неукоснительно выполнено: вслед за «коробкой» специалистов-кинологов на Параде Победы шел главный кинолог Международной федерации служебного собаководства подполковник Александр Павлович Мазовер, неся Джульбарса на сталинской шинели.
Вскоре, честно заработав «персональную пенсию», Джульбарс был отправлен доживать свой век в Центральную школу военного собаководства.
Вот еще несколько геройских историй о собаках в Великой Отечественной войне.
Санитарная собака Мухтар, проводником которой был ефрейтор Зорин, за годы войны вытащила с полей сражений более 400 раненых бойцов. Спасла она и своего проводника, контуженного взрывом бомбы.
Сторожевая овчарка Агай, находясь в боевом охранении, 12 раз обнаруживала гитлеровских солдат, которые пытались скрытно подобраться к позициям наших войск.
Связной пёс Бульба, которого воспитал вожатый Тереньтев, на фронте передал более 1500 депеш и проложил десятки километров телефонного кабеля. Иногда, вместо документов, Бульбе приходилось доставлять боеприпасы на передовую.
Овчарка по кличке Дина была обучена диверсионному делу. Принимая участие в знаменитой "рельсовой войне" в Белоруссии, Дина сумела затащить вьюк со взрывчаткой прямо под колёса паровоза, пустив вражеский эшелон под откос.
Пёс Джек и его проводник, ефрейтор Кисагулов, были разведчиками. На их совместном счету более двух десятков захваченных "языков", в том числе офицер, взятый в плен внутри тщательно охраняемой крепости Глогау. Проникнуть в крепость и уйти из неё с пленным мимо многочисленных засад и постов охраны ефрейтор смог лишь благодаря чутью собаки.
Кроткий колли Дик был призван на службу из Ленинграда и обучен минно-розыскному делу. За годы войны он обнаружил более 12 тысяч мин, принимал участие в разминировании Сталинграда, Лисичанска, Праги и множества других городов. Но свой главный подвиг Дик совершил в Павловске, обнаружив в фундаменте старинного дворца фугас весом в две с половиной тонны с часовым механизмом. До взрыва, который превратил бы весь дворец в груду щебня, оставалось менее часа. После войны пса-фронтовика возвратили в Ленинград, к его хозяйке, и Дик даже успел поучаствовать в первых послевоенных выставках. Несмотря на многочисленные ранения Дик умер от старости и был похоронен с воинскими почестями. Как и подобает герою.
По собакам не объявляют минуту молчания. Но спасши тысячи человеческих жизней, они заслуживают того, чтобы и о них вспомнили накануне праздника Победы. Как о боевых друзьях. Тех собак уже давно нет в живых. Но я уверен, что среди ветеранов есть те, кто дожил до этого дня благодаря собакам.
Ну, и про кошек тоже стоит упомянуть:
Во время Второй мировой войны существовали «военнообязанные» кошки. В их обязанности входили очищать землянки и окопы от крыс, переносчиц туляремии.
Во время второй мировой войны, куда с неба в любую минуту могла обрушиться смерть, кошки нередко спасали своих хозяев. Подобные случаи были зафиксированы во всех воюющих странах. Пока акустические установки и опытные "слухачи" зондировали небеса в поисках признаков близящейся бомбежки, жители городов следили за поведением своих мурок, обнаружив, что более надежная и чувствительная система раннего обнаружения опасности лежит, свернувшись клубочком, у камина. При малейших признаках беспокойства у кошек хозяева быстро собирались и бежали в бомбоубежища, прихватив с собой четвероного часового. Эта способность кошек во время войны оказалась настолько ценной, что в Европе была учреждена специальная медаль с выгравированными на ней словами: "Мы тоже служим родине". Медаль вручалась кошкам, спасшим наибольшее количество человеческих жизней.
Во время 900-дневной блокады Ленинграда кошки помогали людям выжить. Крысы уничтожали последние крохи провизии и угрожали блокадному городу эпидемиями. И тогда в апреле 1943 года председатель Ленсовета постановил "выписать из Ярославской области и доставить в Ленинград дымчатых кошек". Сразу после снятия блокады в Ленинград из глубины России доставили два эшелона кошек. Люди стояли в очередях, чтобы получить драгоценного зверька. Так кошки город спасли от крыс.
В числе легенд военного времени есть и история про рыжего кота-"слухача", поселившегося при зенитной батарее под Ленинградом и точно предсказывавшего налеты вражеской авиации. Причем, как гласит история, на приближение советских самолетов животное не реагировало. Командование батареей ценило кота за его уникальный дар, поставило на довольствие и даже выделило одного солдата за ним присматривать.
Кроме того, известны случаи, когда в голодные военные времена деревенские кошки охотились и приносили домой добычу, подкармливая хозяев.
В годы Второй мировой войны кошек брали на борт субмарин в качестве живых детекторов качества воздуха.