Марки «собачьей почты»
Полярная почта, доставленная через сотни километров в упряжке ездовых собак... Пожалуй, нет более романтичного способа организации почтовой связи. О «собачьей почте» не раз писали еще в русских периодических изданиях начала века, не упускали ее из поля зрения и филателистические журналы зарубежных стран. Рассказывал о ней в своих аляскинских историях и Джек Лондон. Однако очень долгое время в различных европейских странах оставались в неведении о специализированных марках «собачьей почты».
Кстати, для изучения развития специфических методов почтовой связи — локальной почты Севера — марки местных выпусков дают больше материала, чем официальные, коммеморативные. В связи с этим представляется заслуживающей внимания точка зрения, высказанная на страницах «Филателии СССР» № Ъ за 1969 г. (стр. 22) в статье о марках специальной почты:
«Жаль, что сейчас лишь отдельные энтузиасты-филателисты занимаются коллекционированием марок этой группы, а большинство каталогов даже не упоминает о них. В то же время среди марок специальной почты существует много своих «британских Гвиан», «голубых Маврикиев» и «саксонских троек». К числу вот таких интересных выпусков, о которых пишет журнал, можно отнести и малоизвестную марку «собачьей почты».
Но прежде несколько слов о «собачьей почте» 2. Многие десятилетия, когда люди еще не знали, что почтовой связи в отдаленных полярных районах послужит авиация, самым удобным средством для пересылки корреспонденции была обыкновенная собачья упряжка. Она нашла широкое применение у нас в северной части Сибири, в Канаде и на Аляске. Выходивший в Петербурге «Почтово-телеграфный журнал» (октябрь 1912 г., стр. 780— 781) рассказывал читателям о том, как на обширных пространствах русского Севера — в Якутии и на Камчатке — применялась собачья и оленья почта.
На трех-четырех нартах помещали не только почту с ямщиком, но и путника. Собаки запрягались по двенадцать в одни нарты при одной собаке-вожаке. В течение суток такая закладка пробегала до 200 верст, доставляя двух пассажиров и почту.
О «собачьей почте» в других странах упоминается в книге Г. А. Аграната «Зарубежный Север»: «Протяженность маршрутов зимних поездок на собаках в восточном секторе Канадской Арктики зачастую измеряется 2—3 тыс. км. Собачья упряжка проходит по нетронутому снегу много дней подряд, преодолевая в сутки до 100, а с малым грузом — до 150—200 км» 3.
Локальная марка «собачьей почты», выпущенная в 1908 г. для оплаты корреспонденции на маршруте Дна — Скагуэй (арктическая Аляска). Еще один очаг полярной почты Севера
В 1908 г. на Аляске находилась в обращении локальная марка, получившая в свое время известность как выпуск «Экспресса Мак Крили». Это единственный в своем роде знак почтовой оплаты. Историю его рассказал впервые некто С. К. Мэркиус на страницах издававшейся в канун 20-х годов в США «Филателистической газеты».
...Жители небольшой северо-канадской деревушки Диа, которая находится на самой границе с Аляской, долгое время не имели возможности пользоваться услугами регулярной почты. Ближайший пункт, куда могли заходить маленькие суда — Скагуэй. Туда, на берег Аляскинского залива, и переправляли почтовую корреспонденцию из Диа. А вся встречная почта лежала на пирсе в Скагуэе до тех пор, пока кому-либо не вздумается забрать ее оттуда.
Предприимчивый мистер Мак Грили, ежедневно выезжавший на собаках в Скагуэй и возвращавшийся обратно в Диа, взял на себя заботы по отправке и получению почты на пирсе Скагуэя. За эту услугу он взимал по 25 центов за каждое доставленное письмо. Познакомившись с добровольным почтальоном, С. К. Мэркиус предложил ему пользоваться марками. Сделка состоялась. Мак Грили согласился заниматься почтой Мэркиуса безвозмездно при условии, если тот предоставит ему свои марки.
И вот марки «собачьей почты» заказаны в Сан-Франциско. За несколько дней до 1 апреля 1908 г. тираж марок был доставлен в Диа. Компаньоны успели, однако, израсходовать только одну сотню экземпляров марок. С первого апреля в тех краях объявился почтовый инспектор — некто мистер Крумм. Он установил регулярную государственную почтовую линию между обоими пунктами. Естественно, это вмешательство лишило Мак Грили его бизнеса... На этом и закончилась короткая история марок «собачьей почты».
Умерла ли почтовая собачья упряжка?
Нет, она оказалась весьма живучей. Даже теперь, когда авиация доказала свою силу в Арктике, полярная почта еще продолжает прибегать к помощи собачьей упряжки. Почтовая служба в Арктике, знающая цену механического вида транспорта и предпочитающая гусеничные машины «собачьей тяге», тем не менее, и по сие время не может подчас обойтись без романтичной собачьей упряжки. На просторах арктической части Канады доставка почты с помощью собак и поныне отмечается специальными «каше» — иллюстрированными сопроводительными штемпелями.
В русской географической литературе в прошлом нередко можно было встретить упоминания «собачьей почты» в Сибири. В конце минувшего столетия этот способ доставки почтовой корреспонденции описали в своих заметках многие очевидцы. Еще в 20-е годы прошлого века его наблюдали побывавшие на Севере Восточной Сибири путешественники: русский мореплаватель Фердинанд Врангель, руководивший географической экспедицией (известен и как главный правитель русских колоний на Аляске в 1829—1835 гг.), и немецкий ученый Адольф Эрман.
Интересно, что в 1901 г. — на другой год после открытия транссибирской железной дороги — петербургский «Почтово-телеграфный журнал» опрометчиво предсказал отмирание почтовых собачьих упряжек в связи с появлением железной дороги... Жизнь доказала, однако, что на Севере «собачья почта» фактически вне конкуренции, коль скоро речь идет о внутрирайонных и даже межрайонных связях.