Елена Панюхина:
Неофициальные итоги гонки ЗЕМЛЕПРОХОДЦЫ.
Идея гонки, которая будет иметь не только спортивный, но и образовательный смысл появилась после того, как в магазине Старицы увидели рыбные консервы «Беринг» с ценником, где было написано «беринг в масле». Попросили продавца уточнить, кто именно находится в масле и получили ответ, что беринг – мелкая морская рыба.
После этого мы стали задавать детям, приезжающим на экскурсии в питомник ездовых собак «ЧУ», вопросы о Севере. И были совершенно ошеломлены, когда старшеклассники (!) не могли показать на карте Чукотку и побережье Северного Ледовитого океана. Про Аляску говорили, что это куртка. Арктику населяли пингвинами. А имя Анжу всех поголовно вводило в ступор.( Хотя Петр Анжу родился в Тверской губернии.). Наверняка в школе ребятам рассказывают и о русских землепроходцах и северные территории на географии изучают. Но людям свойственно быстро забывать то, что их не касается непосредственно. Поэтому мы решили попробовать северную тематику сделать частью жизни школьников. Ребята из Старицкого района и Твери приезжали на экскурсии в «ЧУ», читали статьи в газетах, общались с «живым полярником» Виктором Боярским, придумывали и рисовали картины, видели работу настоящих ездовых собак на гонке. В результате Север для детей (да и для взрослых тоже ) стал ближе и реальнее. Первый толчок для интереса к северной тематике дан. За это еще раз спасибо всем гонщикам – ЗЕМЛЕПРОХОДЦАМ. И от организаторов и от администрации области.
Гонка долго не могла «угнездиться» на определенных датах. Сроки проведения меняли, подстраивая под всероссийские лыжные и ездовые мероприятия. Теперь же понимаем, что последние выходные января – наиболее оптимальное время проведения такой гонки: километраж «Землепроходцев» небольшой и гонщики вполне успевают с начала декабря подготовиться к стартам; в эти дни нет никаких других районных , областных и российских спортивных мероприятий; январские морозы делают надежным лед на Волге; для спортсменов остается достаточно времени, чтобы восстановить собак к следующей этапной гонке.
Трасса «Землепроходцев» 2011 года готовилась тщательно. Наверное, трудно поверить, но за 3 дня до старта, когда ночные температуры были от -20 до -25 градусов, «буранисты» охарактеризовали состояние трассы коротко – асфальт. Только на полях недолгие участки переметов. Тем обиднее было организаторам наблюдать, как этот асфальт превращается в песок. В результате действительность совсем не совпала с классической красивой картинкой: мчащаяся упряжка и лихой гонщик на полозьях. А может это и к лучшему? Проверка себя и собак. Многим участникам с непривычки пришлось тяжеловато. Хотя, конечно, здесь прохождение участков сыпучего снега мало напоминало многочасовую работу по «пухляку» северных упряжек, когда человек сначала протаптывает для собак след, а они потом по этой тропинке перемещают нарту с грузом. (В непогоду , бывает, так идут и на гонках) Так что мягкая трасса совсем не причина для нервного срыва, а лишь повод немножко поработать. Что собственно все и сделали.
Теплый циклон разрушил трассу, но зато он же создал для ночевки на КП 1 вполне комфортные условия.. Ночная температура всего - 5 градусов. + костер с неограниченным запасом дров и больше тонны сена. Закопаться можно было и людям и собакам с головой.
И взятое с собой снаряжение - палатки, спальники, горелки и пр., впервые приятнее всё же опробовать не при – 25. Сразу понятно, если в спальнике холодно даже в отсутствии мороза, то не годится тот спальник для зимы. Думаю, что некоторые спортсмены после этой ночевки подкорректируют свое походное зимнее снаряжение.
Общение с участниками и их помощниками доставило удовольствие. Все доброжелательны, уравновешены, дисциплинированы. Было несколько опозданий к старту этапов, но они не превышали минуту. Конечно, присутствие на КП помощников, а также помощников помощников гораздо облегчило походный быт спортсменов. В судейском коллективе даже высказывалась мысль: сделать ночное КП недоступным для приезда машин, чтобы гонщики были действительно автономны. От этой идеи отказались: ведь люди, помогающие участникам, зачастую сами являются спортсменами в ЕС и работа на гонке - это приобретение опыта для их возможных будущих стартов.
Но решено на следующий год немного изменить правила КП и дать спортсменам проявить больше самостоятельности в работе с собаками. Также сделать памятку для помощников, чтобы от сочувствия к своим уставшим гонщикам они не нарушали Правила по пунктам автономности.
Уже после гонки выяснилось, что не все технические сотрудники знают детали Правил. Были такие , что лишь бегло пролистали их. Поэтому перед следующими соревнованиями семинар и инструктаж для рабочего персонала будет обязателен.
К сожалению, не все гонщики, стартовавшие 29.01, финишировали у стен Успенского монастыря на следующий день. Три спортсмена маршрут не закончили. Вероятно, для них это было единственно правильное в тот момент решение. Но очень порадовало , что трудную гонку успешно завершили две хрупкие женщины! Хотя многочасовые путешествия по снегам и ночевки в лесу совсем не женское дело. Ведь даже слово «землепроходец» не имеет женского рода. Тяжелейший труд. И если мужчины могут опираться здесь на свою физическую силу, то женщинам в основном помогает сила духа и стойкий характер.
Роман Валеев поразил всех умением работать наравне со взрослыми и своей невозмутимостью в любых обстоятельствах.. Особенно была восхищена им Наталья Боярская: «Это же индеец! Все эмоции в себе!». Невозможно представить Романа, который бы ныл , что устал или замерз. Невозможно представить Романа, который бы начал заботиться о себе прежде, чем о собаках. Он честно, спокойно и четко отработал гоночные сутки, так что ни у кого не возникало мысли его пожалеть и сделать какие-то поблажки из-за юного возраста. Остается только поздравить с таким сыном Евгения Валеева.
А еще хочу выразить признательность и уважение от судейской бригады Андрею Милоченко. Каюсь: судьи не верили, что Андрей преодолеет полностью маршрут. Сначала не верили , что придет на КП 1, потом сомневались, что выйдет на старт второго этапа и только когда Андрей довольно бодро финишировал на КП 2 поняли – это железный человек. Он дольше всех работал на трассе, помогая собакам, его команда меньше всех отдыхала на контрольных пунктах. Тем не менее, собаки шли вперед. А мы по опыту знаем - на трудном маршруте, когда уже все очень устали, упряжка идет до тех пор, пока гонщик не сдался. Неведомым образом животные ощущают состояние человека - только хозяин внутренне «скисает», собаки останавливаются. То есть, если спортсмен сам себе приказал дойти во что бы то ни стало, ездовые псы этот мысленный приказ как-то слышат и работают на человека. Так что девиз гонки
«Мужество, верность, честь…» в полной мере относится к команде Андрея.
Гонки на средние дистанции выявляют не только самую сильную и быструю упряжку, но и позволяют проявить человеку лучшие свойства характера.
Всем удачи на трассах «Северной надежды» и «Калевалы»!