Существуют два основных вида упряжки – цуговая и веерная. В первом случае собак располагают вдоль центрального «потяга» -длинного куска ремня, веревки или стального троса попарно, симметрично по обе стороны или «елочкой». При этом две передние собаки являются передовыми, но одна из них, считающаяся главной, несколько выдается вперед. Такой способ езды распространен в Гренландии, на севере Северной Америки и в Восточной Сибири. На Европейском Севере и на севере Западной Сибири пользуются веерной упряжкой, когда собаки бегут рядом, в одной шеренге. И тот и другой способы имеют свои преимущества и недостатки.
При езде цугом вся сила тяги направлена по прямой, что позволяет экономнее расходовать силы собак и положить на нарту больше груза. В такой упряжке собаки работают азартно и увлеченно – каждая из них преследует и старается догнать предыдущую. На цуговой упряжке легче проехать по глубокому снегу, среди сильно торошенных льдов, по дну узких оврагов. Кроме того, упряжка в этом случае постепенно пересекает разводья или трещины во льду, что делает езду более безопасной. Однако этот вид упряжки менее маневрен и требует очень высокой квалификации как от каюра, так и от собак. Все управление производится исключительно голосом, что возможно лишь при высоком классе дрессировки и выездки. При цуговой упряжке передовой должен отлично знать своего хозяина, чтобы понимать его сигналы и слушаться в любой обстановке, не сбиваясь с пути и не обращая внимания, например, на неожиданно выскочившего зверя и удерживая от этого других собак. Такими упряжками часто пользовались англичане. Стандартная упряжка английской экспедиции – 9 собак, запряженных цугом. Впереди ставятся более легкие собаки, тяжелые работают сзади. Для каждой собаки – своя по мерке пригнанная упряжь, сделанная из мягкого и крепкого ремешка, который охватывает плечи и грудь животного.
Веерная упряжка более рациональна в том случае, если собаки сборные, от разных хозяев или вообще случайные, когда отсутствуют выдрессированные передовые, а погонщик не очень опытен.
Запрягая собак рядом бок о бок – веером, каждой из них через плечо на шею надевается лямка, к которой крепится поводок, продергивающийся через блок или кольцо у передка нарты. На другом конце поводка крепится лямка для другой собаки. Создаваемая таким образом подвижная система равномерно распределяет тяговое усилие на обеих собак. Кроме того, плохо работающая собака тотчас обнаруживается по передергиванию поводка в кольце и подается назад к передку нарт, где каюр может поощрить лодыря бичом или длинным шестом. Кольца или блоки крепятся к специальному бруску на расстоянии 10-15 см друг от друга. Поскольку обычно в упряжке работает 10 собак, то для нее требуется пять колец и пять поводков.
Кроме того, на собак надевается длинная прочная цепь или шнур с ошейниками через каждые 40-50 см – чтобы они не разбегались в стороны. Чтобы упряжка не путалась, крайний правый пес – коренной – должен тянуть слегка вбок вправо, растягивая упряжку веером. Управление всей упряжкой осуществляется при помощи вожжи, прикрепленной к ошейнику левого пса – передового. Натягивая вожжу, ездок заставляет передового заворачивать влево, увлекая за собой всю упряжку. Похлопыванием вожжой вынуждают передового подаваться вправо, который таким образом теснит в нужном направлении всех остальных. Как видно, при веерном способе езды управление находится целиком в руках каюра, который в любой момент может повернуть куда угодно, остановить упряжку, а при необходимости подкрепить свои требования бичом или шестом.
Конечно, у каждой собаки свой характер, свое отношение к работе. Однако, как отмечал еще Дуглас Моусон: «Если погода относительно хорошая, кормежка обильная, то ездовые собаки всегда работают с удовольствием. Их стремление тащить сани, несомненно, является врожденным, полученным от многочисленных предков, добросовестно служивших эскимосам. Мы убедились, что собаки радовались, когда на них надевали упряжки и вели их к саням. Часто бывало так, что они сами вели человека; стоило надеть на них упряжку, как нетерпеливые животные изо всех сил старались тащить все, что бы ни было прикреплено на другом конце троса. Прежде чем привязать собачью упряжку к саням, необходимо сани закрепить на якоре, иначе в своем рвении собаки понесутся вперед, прежде чем сани будут готовы к отправке». При движении по однообразным пустынным местам упряжка бежит лучше, если кто-нибудь идет впереди, указывая путь, в противном случае собаки начинают блуждать. На обратном пути они бегут по старым следам и сохраняют правильное направление.
Прежде чем отправиться в дальнюю дорогу на собаках, нужно сделать несколько небольших тренировочных маршрутов – посмотреть каждую собаку в работе, получить практические навыки в управлении упряжкой. Нужно научиться компактно укладывать груз, чтобы его центр тяжести был как можно ниже, что придает нарте максимальную устойчивость; правильно подавать псам команды (в разных местностях для этого используют разные оклики); создавать собакам необходимые условия на отдыхе (дневку устраивают каждые 5-6 дней пути).
Новичку не просто познать многочисленные премудрости езды на собачьих упряжках. Порой все получается не так гладко, как хотелось бы. Например, Руал Амундсен описывает свой первый антарктический выезд на собаках так:«… Все наши товарищи выстроились в ряд вдоль борта, любуясь нашим классическим стартом. Кажется, я слегка задрал нос и изобразил на лице этакое торжество. В таком случае я совершил глупость, лучше было подождать с этим, тогда провал не был бы таким полным. Ибо нас в самом деле подстерегал провал. Собаки уже полгода жили в полной праздности, только пили и ели, они явно считали, что от них ничего другого и не требуется. Им и в голову не приходило, что для них настала новая эра, отныне придется работать, да еще как. Пробежав всего несколько метров, они все, как по команде, сели на снег и уставились друг на друга. На их мордах было написано неподдельное изумление. Наконец основательной трепкой нам удалось дать им понять, что нам от них нужна работа, да только это не очень помогло. Вместо того чтобы слушать команду, они затеяли яростную потасовку. Боже мой, сколько нам в тот день пришлось повозиться с этими 8 собаками! «Если так будет до самого полюса, – думал я в разгар суматохи, – нам понадобится год, чтобы дойти до цели». Сколько уйдет на обратный путь, мне уже некогда было высчитывать. Пока шла эта катавасия, я снова тайком взглянул на судно. И поспешил отЬести свой взгляд. Ребята громко хохотали, до нас доносились поощряющие возгласы довольно ехидного свойства».
Вечером на стоянках, чтобы собаки не дрались, могли спокойно поесть и отдохнуть, их сажают на цепь. Один конец длинной легкой цепи прикрепляется к копылу саней, другой – к вбитому в снег колу. Собаки сажаются на цепь при помощи карабинов на расстоянии в полтора метра друг от друга.
Если дневной переход был длинным, собак хорошо бы растереть, необходимо проверить их лапы и удалить лед, намерзший между пальцами, заняться лечением ран.
Кормить собак надо через пару часов после остановки – в этом случае пища будет лучше ими усвоена. Неплохо бы дать воды – это лучше, чем снег. В сезон работы каждой собаке нужно давать по килограмму мяса ежедневно или по два килограмма рыбы. Раньше очень часто пользовались пеммиканом. Например, Амундсен во время антарктической экспедиции кормил собак пеммиканом двух сортов – рыбным и мясным. В состав этого концентрата, изготовленного в виде готовых к употреблению брикетов весом около 800 г каждый. входила мясная или рыбная мука, жир, молочный порошок и некоторые другие ингредиенты. Во второй половине XX века в английских экспедициях собак кормили специальным высококалорийным концентратом – нитрикеном, заменившим пеммикан. Нитрикен состоял в основном из китового и говяжьего мяса в сублимированном, легкорастворимом виде, сухого молока, крахмала, различных микроэлементов и витаминов. Дневная норма собаки – 1 кг нитрикена – содержал 5556 ккал. На Аляске собак обычно кормят чем-то вроде похлебки из сваренных вместе риса, жира и рыбы. Теплая и вареная пища позволяет ^поддерживать собак в лучшей форме. Конечно, обеспечить собакам такое питание в походных условиях не всегда возможно. В поездки на не особенно большие расстояния достаточно брать с собой сырую мороженую рыбу, такую, как, например, лосось, который жирнее и питательнее многих других.
Северные собаки весьма неприхотливы. Известно, что даже будучи очень голодными и изнуренными, они, как правило, продолжают работать. Фредерик Кук, которому пришлось хватить голода в высоких широтах, писал о своих четвероногих спутниках: «Их силы и бодрость изумительно быстро восстановились, а ведь за два дня до этого они бежали с трудом, понурившись, поджав хвосты. Стоило им отведать свежей медвежатины, как они задрали хвосты трубой».
Ездовые собаки прекрасно приспособлены для жизни в высоких широтах. Длинная шерсть с мягким пушистым подшерстком спасает от холода. Ступни круглой формы и пальцы, покрытые толстыми пучками шерсти, действуют на снегу, подобно кольцам лыжных палок. Они спокойно переносят пургу – просто сворачиваются калачиком и лежат, повернувшись спиной к ветру, чтобы снег как можно меньше забивался в подшерсток. К утру их совершенно заносит снегом, который, вытаивая от тепла собачьего тела, образует вокруг животного небольшую пещерку, позволяющую собаке отлично чувствовать себя в любую непогоду.
Выносливость ездовых собак поистине изумительна. Когда в 1959 году при поспешной эвакуации японской антарктической экспедиции пришлось оставить на шестом континенте несколько собак, это вызвало всеобщее возмущение, поскольку все были уверены, что они погибнут. Однако когда спустя десять месяцев экспедиция вернулась в Антарктику, ее встретили две вполне здоровые собаки.
Золотой век собачьих упряжек миновал. Но есть еще на земле место, где с этим утверждением не согласны. Это, конечно, воспетая Джеком Лондоном Аляска. Ездовые собаки по-прежнему процветают в долине Юкона, в Фэрбенксе и его окрестностях. И связано это, прежде всего, с проводимыми ежегодно на Аляске гонками на собачьих упряжках. Возникновение этих грандиозных гонок восходит к началу XX века, когда ставки делались и призы выдавались золотым песком – единственным признанным в те дни мерилом ценностей. Первые гонки проходили по маршруту Ном – Кандл – Ном длиной 650 км. Даже по тем временам, когда собаки были едва ли не единственным видом транспорта на Аляске, трасса была очень трудной. Она проходила по самой разнообразной местности: прибрежным льдам, горам, рекам, тундре, ледникам, лесу и многочисленным труднодоступным участкам. Это было настоящее испытание на выносливость, состязание, которое наглядно демонстрировало качества и людей, и собак. Победить в этих гонках мог лишь человек особенный, необыкновенный мастер своего дела, обладающий такими же необыкновенными собаками.