В этот раз мы решили организовать велопробег по Ольхону, погода конца сентября отлично подходит для такого мероприятия
Отчёт написали участники похода: Алексей и Анна Черкашины.
«Всегда думаешь: «Это я еще успею. Еще много будет в моей жизни молока и сена».
А на самом деле никогда этого больше не будет. Так и знайте: это была лучшая ночь
в нашей жизни, мои бедные друзья. А вы этого даже не заметили».
Остап Бендер
Осеннюю суету рабочих будней задвинули на дальнюю полку и выдвинулись. Преодоление незначительной по меркам европейской части нашей Родины расстояние в 300 километров в Иркутске способно перенести в удивительные места. Например, в Монголию. Только зачем нам к соседям? Незачем! Успеем еще.
Цель другая – остров Ольхон на Байкале, про который меня как-то раз спросили: «Посреди озера остров длиной больше 70 километров?! Какого же тогда размера само озеро?»
На Ольхоне я бывал не раз и не два и могу смело утверждать, что красив он в любое время года. На этот раз в качестве времени посещения было выбрано 1 октября. Межсезонье. Однако, на Байкале капризов погоды следует ожидать круглый год: в феврале на льду мы как-то раз загорали, а в июле и в пуховике продувало, особенно ночью.
В этот раз нам повезло. И остров и озеро явились в спокойной и потому ослепительной красоте. Небо соперничало по глубине с водою, которая в свою очередь старалась не уступить, отражая горы и лес до мельчайших подробностей. Осень здесь еще не наступила - деревья лишь чуть подернулись желтизной. Но зелени осталось торжествовать недолго – степь уже радует всеми оттенками: от зеленого до оранжевого с охрой и ярко-красного.
Наш заезд инициировала Татьяна Григорчук – владелица ангарского питомника аляскинских маламутов “Baikal Soul”. Вместе с нею прибыли еще двое участников: Юрий и Виктор - также счастливые маламутовладельцы. Посреди этого отряда тяжеловесов наш Ларс Хаскин выглядел малышом.
Приключения начались еще в Иркутске. Вырвались из города 29 сентября вместо запланированных 18 часов в 20-30. Быстро одолеть 260 км до МРС не позволили прикрепленные на крыше велосипеды и «великолепное» качество дороги. И хотя на отходящий в 22-30 паром на Ольхон мы опоздали всего минут на 15, это нам не особенно помогло. 15 минут или 15 часов в нашем случае значения не играли. Крайний на сегодня поезд, то есть паром, ушел. Пришлось ночевать на турбазе «Ветер странствий». Из-за этого, а также по причине того, что утром на переправу прибыли лесовозы, имеющие приоритет в перевозке, не попали и на первый паром и потеряли кучу времени.
Но вот пятница, последний день сентября, и с корабля на бал, примчавшись в Хужир и найдя любезно предоставленную нам Галой Сибиряковой уютную базу «Байкальский плес», в 11 часов мы уже выдвинулись вместе со всей компанией в путь. Пункт назначения – Узуры, расстояние около 40 километров.
Сомнения одолевали по поводу всего: брать или не брать с собой спальники, горелку, доп. паек? Выдержит ли собака? И вообще, сможем ли мы уговорить его тянуть все это расстояние, ведь раньше в такой дальности вылазки в качестве тягловой силы он не выбирался. Сомнения оказались напрасны, а вот прихваченная с собой горелка нам весьма пригодилась. Но обо всем по порядку.
Дорога до первой остановки, первоначально запланированной в районе Песчанки, была посвящена выработке ритма и порядка движения, утряске вещей, распределению их среди участников и прочим организационным мелочам, которые невозможно устранить, пока не тронешься. Все, и люди и собаки, вошли в ритм очень быстро. И хотя Татьяна перед отправлением говорила, что у нас «не стоит цели догнать или перегнать кого-то», скорость движения по сильно пересеченной местности была очень неплохой. Особенно у нее, потому как одно дело двигаться на велосипеде, периодически подкручивая педали, и совсем другое – на трехколесном самокате. «Как потопал, так и полопал»
Первые 15 км пролетели незаметно. Где-то в районе деревни Улан-Хушир решили сделать привал, напоить собак. Для этого спустились на нижнюю более красивую дорогу. Спуск – это всегда хорошо, когда ты едешь на велосипеде, а не он на тебе, как было на следующий день, поэтому вниз скатились на всех парах.
На привале в очередной раз подтвердилось, что кобели-маламуты на любят хасей, особенно тех, к которым не равнодушны их собственные подруги. Но привязь решила эту проблему. Единственное, что оставалось – это периодически громко гаркать на лохматых друзей, чтобы они умерили свое взаимное рычание!) Вина тут, кстати, лежит в основном на нашем Ларсе, которые то ли в силу молодости, то ли просто так, дюже дерзок по отношению ко всем соперникам, вне зависимости от веса и роста. И на дога мы кидались без задумки. Глупый! Но что поделать, будем воспитывать.
Одолев еще пару подъемов, по затяжному спуску выехали на другой берег Ольхона в красивейшую бухту Узуры, в которой расположена метеостанция. Вообще, этот научный поселок – образец эко-строительства. Даже построенная там базовая станция БВК работает на возобновляемых источниках энергии – солнце и ветре. Про остальные поселки такого не скажешь. Вырубка леса и заполнение высвободившихся площадей бытовым мусором – обычное дело с приходом несколько лет назад на остров электричества.
В Узурах не задалось сразу. Напоив собак, выяснили, что запланированное к проживанию жилье занято. Полностью и надолго. И это в октябре! Вот не повезло, так не повезло. Поиски альтернатив ни к чему не привели. Встреченный мужчина на вопрос о том, есть ли у него жилье, ответил отрицательно. А на вопрос о том, не знает ли он, можно ли переночевать на метеостанции, вообще заявил: «Метеостанция – это я!». Дальнейшие расспросы были прекращены как бесперспективные.
Но что делать? Правильно! Чтобы найти выход, надо …. ПОЕСТЬ! Что и было сделано. Нагло, по-оккупантски заняв закрытую на зиму летнюю беседку, разложили, кто чем богат. Вот тут-то и пригодилась взятая с собой вопреки советам горелка с газом! Поели, сделали по глотку алкоголя и решили разделиться: Юрий и Виктор направились изучать возможности спуска с местной скалы на велосипедах, Татьяна пошла пытать с пристрастием дальних знакомых, а я отправился находить общий язык с вновь прибывшими местными жителями, похожими на домовладельцев. Результатом общих усилий стали найденные сарай с большим количеством сена, а также новый деревянный двухкомнатный дом. Дом отличался наличием комфорта, как-то: печь 2 штуки, а также кровать односпальная пружинная с матрацем и подушкой. Перспектива спать как наши собаки - свернувшись калачиком, пусть даже в тепле, но на нестроганом дощатом полу не понравилось женской половине. (Оно и не удивительно! Ведь мы лишь потом сообразили, что надо было перетаскать в темноте все сено из сарая в дом! Ночевали бы с комфортом.) Мужская половина не возражала, но только, наверное, потому, что в это время забралась на самую высокую скалу в окрестностях и силуэты парней чернели на фоне закатного неба. Холодало…
В отчаянии, подогретом незначительном количеством итальянской настойки, Татьяна обратилась к занявшим «наше» жилье москвичам: «Парни, а не хотите ли вы уехать и переночевать в Хужире или еще где?» - «В смысле?», - один из мужчин явно не ожидал такого вопроса, когда интересовался, какими судьбами мы сюда попали с пятью собаками. «Ну, в том смысле, что вы только что приехали на машине, а мы тут уже давно планировали жить! Вам же без разницы где спать. Машина есть. Едьте. А мы тут переночуем! Турбазу хорошую мы вам, кстати, посоветуем», - по всей видимости, попыталась смягчить удар Татьяна. Мужчина что-то промямлил, и с фразой «щас я узнаю», скрылся в воротах, откуда больше не показывался. Вот они, сибирские женщины!)
Однако, этот демарш не приблизил нас ни на сантиметр к комфортному жилью. И тут владелец неблагоустроенного дома согласился за небольшую плату по 500 рублей с пары носов (человек+собака) добросить нас и наши средства передвижения обратно в Хужир. Ура!) Оставалось лишь погрузить все это в УАЗик-«таблетку». С этой на первый взгляд невозможной задачей отлично справились как нельзя кстати спустившиеся с горного склона Юрий и Виктор. Погрузку заканчивали уже в темноте, в свете фонариков.
Наученная свеже-горьким опытом, Анна тут же стала звонить обратно на базу Гале. Ведь мы рассчитывали эту ночь провести не у нее. А вдруг там тоже кто-то прибыл и все занято?! Опасения не подтвердились, и прибыв через некоторое время, мы нашли не только свободные комнаты, но и горячую баню, а также вкуснейший свежеприготовленный ужин!
Ночь прошла спокойно! Снилось сено, холод и дощатый пол. Первая мысль, посетившая утром, была: «А ведь все могло бы сложиться иначе! Спасибо, тебе, незнакомый друг, за твою отзывчивость и УАЗик!»
Ну да ладно, новый день и новый поход. Еще вечером, обсуждая завтрашние перспективы, решили съездить на озеро Шара-Нур, что в переводе с местного означает «озеро-расположенное-на-острове-посреди-озера»
Подготовка прошла куда быстрее, чем вчера, хотя никто и не торопился, после пройденных 40 км до Узуров, двадцатикилометровый путь не пугал абсолютно. Теперь-то все уже опытные собако-путешественники: все лишнее за борт, а горелку с собой! Но поход он на то и поход, что думать нужно до мелочей каждый раз. Прошлый опыт важен, но это не панацея. Воды взяли с собой во флягах, плюс литр воды в бутылке у Татьяны в трицикле. Правда, в этот раз было намного теплее и двигалась мы вглубь острова, в связи с чем водопоев не было. Как результат, вся вода была выдана собакам, тянувшим нас в гору, а сами мы сидели на сух пайке, чуть смоченном тремя маленькими баночками энергетических сладких напитков. И даже озеро нас не спасло, поскольку эта зеленая лужа не пригодна для питья людей, хорошо хоть собы накупались и напились всласть.
Что поделать, привал сократили до фотосессии?( Выдвинулись дальше. Маршрут, кстати, на удивление удачный. И если путь до озера хоть и идет в гору, но перемежается прямыми и уклонистыми участками, пригодными для качения, то уж обратный путь – это почти что сплошной спуск, причем в самом начале с уклоном под 45 градусов. Вот тут еще раз стоит остановиться и пожать руку Татьяне, которая как настоящая амазонка управляла своей колесницей с парой запряженных волков, умело направляя ее в нужные крутые повороты и не позволяя упасть или придавить животных!
Время пути в этот раз было рассчитано точно и мы прибыли в Хужир точно в тот момент, когда солнце скрылось за кромкой байкальских гор. Дома нас ждал изящный ужин. По просьбе особо жадных был выдан свежий загудай, который отлично пошел под прихваченное с собой темное пиво. Собаки чувствовали себя прекрасно! Отбегав все положенное расстояние, вытянув нас и велосипеды во все косогоры они, поев и напившись, улеглись спать, не обращая даже внимания даже на кошек, живущих на базе постоянно. А мы выпили за состоявшийся поход и, погревшись у жарко натопленной печки в столовой, отправились спать.
Обратная дорога домой была уникальна. Никогда я еще не заезжал с ходу на паром, не выжидая в очереди на него ни минуты лишней, при том, что очередь из машин была. Но байкальские духи, видимо, благоволят любителям собак, а может, Бурхан и сам любит прикидываться собакой. В таком случае, он однозначно должен выглядеть как один из СЕС!) Переправа прошла позитивно: мы, жуя позы и чебуреки, отвечали на вопросы рассматривающих собак в фургоне и салонах авто любопытных, которыми выступили все без исключения пассажиры парома. Не обошлось, как всегда, и без замечаний экспертов. Аня, беря позы в кафе, была свидетелем того, как продавщица со 100% уверенностью рассказывала, указывая на фургон с маламутами, что это разводчики возвращаются с выездной распродажи с оставшимися собаками!) Разубеждать не стали! Зачем?!)
В Иркутск вернулись отдохнувшие, набравшиеся опыта и даже местами загоревшие. Октябрь встретили спортивно!) Диван побежден, спасибо всем.
PS Особая благодарность всем прочим участникам похода за то, что дождались нас, опазданцев))))
PPS Отдельная благодарность Татьяне за приглашение, Виктору за профессиональные советы, Юрию за его чувство юмора, а Гале Сибиряковой за редко встречающееся в наше время среди владельцев турбаз чуткое отношению к собаководам).
PPPS И особенное «гран мерси» водителю УАЗика, доставившего нас в Хужир. Без его помощи ночь на сеновале была бы гарантирована!)
04 октября 2011 года. Алексей, Анна, Ларс Хаскин.
Небольшой венегрет из фотографий, конечно жалко, что мы не могли сделать фото в движениях, не хватило рук.