Подготовка вожакаВо времена, когда собачья упряжка была на севере основным средством передвижения, существовал единый регламент обучения, кормления и содержания ездовых собак. Это требовалось для того, чтобы любой человек, в случае необходимости, мог воспользоваться упряжкой, как транспортным средством. В частности при подготовке вожаков использовались строго определённые команды.
Команда к началу движения должна подаваться бодрым голосом, быть короткой, звучной и легко произносимой. У чукчей такой командой служил возглас «Там!», у американцев – «Ok!».
Команда к остановке движения подавалась спокойным голосом с замедлением темпа. У чукчей это – «Еа-а», у американцев – «Во-а».
Самыми важными являются команды к поворотам. Кроме того, что они должны быть короткими, звучными и легко произносимыми, они, к тому же не должны быть похожими друг на друга. Чукчи используют для этого «Поть-Поть!»(направо) и «Кх!»(налево). Лично мне больше нравятся команды, которые американские гонщики позаимствовали у индейцев: «Джи!» (направо, произносится как один звук), и «Ха!»(налево).
В настоящее время, когда ездовое собаководство практически утратило своё транспортное значение, унификации команд можно не придерживаться. Свою собственную собаку вы можете обучить любым командам, но требования к ним актуальны и до сих пор. Их игнорирование приведёт к тому, что собаки начнут путать команды. Впоследствии это приведёт к полному затуханию рефлекса их выполнения.
Следуя хорошо знакомым маршрутом, собака, как правило, повороты совершает самостоятельно. Тем не менее за полсекунды до каждого поворота подавайте соответствующую команду. Очень редко кольцевая трасса, на которой собака тренируется, является идеальной окружностью. Чаще всего она представляет собой замкнутую кривую ломаной конфигурации с большим количеством плавных поворотов. При следовании в одном направлении, вы будете отрабатывать только одноимённые повороты. Это даёт возможность не перегружать умственные возможности щенка. Через пару недель регулярных и педантичных тренировок, команда из безразличного раздражителя превратится в условный рефлекс. Сменив направление на противоположное, начните отработку другого поворота. Примерно через месяц попробуйте начать отрабатывать оба поворота одновременно. Для этого необходимо проложить новую трассу извилистой конфигурации, где правые повороты чередуются с левыми. Постепенно, когда рефлекс достаточно укрепится, можно усложнить обучение, перенеся тренировку в людное место с большим количеством внешних раздражителей. Обычно, выезжая в Москву, я беру собаку с собой и, перемещаясь по делам в разных направлениях, заодно обучаю собаку поворотам.
Крайне полезными являются команды, подаваемые, при обгонах. Обгоняющая упряжка должна по команде каюра принять вправо и увеличить скорость. Обгоняемая, наоборот, принять влево и сбавить скорость. Поскольку каждая упряжка может находится и в той и в другой ситуации, собаки по команде должны уметь увеличивать и замедлять скорость, а также уметь прижиматься к правой или левой сторонам трассы.
Команда к увеличению и уменьшению скорости отрабатывается на пологих склонах. На спуске, заметив место, с которого упряжка самопроизвольно переходит в галоп под действием силы тяжести, в дальнейшем за полсекунды до приближения упряжки к этому месту подавать соответствующую команду на ускорение. При движении по тому же склону вверх, заметив место, с которого собаки самопроизвольно сбавляют скорость, в дальнейшем за полсекунды до этого места подавать команду к замедлению темпа. При многократном повторении одной и той же ситуации команда к смене темпа из индиферентного раздражителя превратится в условный сигнал. В дальнейшем собака выполнит её даже на ровной местности.
В Америке эту команду мы отрабатывали на соседней с нашим штатом канадской территории. Там была проложена дорога по пологой холмистой местности. Отъехав по ней от дома миль на 20, мы выгружали собак у подножия холма. На вершину я заезжал на упряжке, где меня ждал Тим с машиной. Погрузив собак, мы с комфортом спускали их к подножию очередного холма. В этот день по дороге домой мы отрабатывали только замедление темпа. И так в течение целой недели. После дня отдыха по той же дороге в том же (противоположном от дома) направлении мы уезжали уже на 40-50 миль и возвращались, отрабатывая на спусках команду к ускорению.
Команды на прижим к правой или левой обочине трассы отрабатывались прямо на ближайшем шоссе с помощью квадроциклов или снегоходов в зависимости от времени года. Я двигался на упряжке посередине шоссе, а Тим, следуя сзади, время от времени выдвигался слева и, подав команду, прижимал упряжку к правой обочине. Спустя некоторое время точно таким же методом отрабатывали прижим к левой обочине.
Безупречное выполнение команд при обгонах важно ещё и по следующей причине: мало кому из собак нравится, когда их обгоняют, многие готовы пустить в ход даже зубы, чтобы этому воспрепятствовать. Однако вовремя поданная команда переключает мозг собаки с агрессии на выполнение другой задачи.
Помимо этого мы обучали собак самым разным задачам: двигаться по целине, форсировать небольшие ручьи, ожидать отошедшего хозяина, не запутываясь в постромках, выпутываться самостоятельно и т.д. Как-то я похвалился Тиму, что моя чукотская упряжка, повинуясь командам, могла «нарисовать восьмёрку» на чистом снегу. Это его так заинтересовало, что мы потратили около двух недель на отработку этого трюка. Вся эта, на первый взгляд, излишняя, больше похожая на цирковую, дрессура была нацелена на повышение уровня дрессируемости собак, а также на беспрекословное и мгновенное исполнение команд. Много раз это выручало нас в самых разных ситуациях.
… На узкой лесной трассе подрались упряжки лидировавших гонщиков. Когда я подъехал, драка была остановлена, но собаки, сильно перепутавшись, надолго перегородили узкую в этом месте трассу. Гонщики, прибывшие к месту «аварии» раньше нас, безуспешно пытались заставить своих собак обойти это место по целине. Мои справились с этой задачей без труда: не раздумывая, свернули по команде на целину, и, утопая в снегу по самые уши, буквально проплыли мимо столпотворения. По проложенному следу двинулись остальные. В той гонке я заработал 15000 зелёных, заняв первое место...
… Во время тренировочного заезда, двигаясь по шоссе, собаки на подъёме в гору увидели лося и пустились за ним в погоню. Трасса была местного значения, транспорт по ней ходил крайне редко, поэтому меня не очень обеспокоило, что упряжка постепенно сдвигалась на середину шоссе. На самой вершине я неожиданно увидел груженый лесовоз, поднимавшийся на холм с другой стороны. Остановиться или даже притормозить на обледенелой дороге он не мог. Если бы собаки не выполнили мою команду мгновенно, эти строки остались бы ненаписанными…
© Ренат Хабибулин