Автор Тема: Физиологические основы поведения и дрессировки собак  (Прочитано 2671 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Андрей Носиков

  • Носиков Андрей
  • Маламутозависимый
  • ******
  • Сообщений: 3358
  • Спасибо: +133/-23
  • Маламуты, Гренки, СИБЫ.
  • Последнее посещение :
    11 Март 2013, 22:58:36
    Местоположение: Тула
Не собираюсь "изобретать велосипед" или внедрять "новые технологии (инновации)", а просто предлагаю вспомнить давно забытое старое (повторение - мать учения). Вся информация почерпнута из официальны источников, основанных на научных разработках.
Итак первое - Поведение животных
Поведение - это образ жизни и действий животных в различных условиях. Оно выражает отношение организма к разнообразным явлениям окружающей среды и направлено на удовлетворение возникающих у него потребностей.
Потребность есть специфическая сила живых организмов, обеспечивающая их связь с внешней средой для самосохранения и саморазвития. Она является источником активности организма в окружающих условиях (П.В. Симонов).
К наиболее существенным биологическим потребностям живых организмов относятся: потребность в пищи, воде, защите от неблагоприятных факторов, продолжении рода, ориентировочно-исследовательская (потребность в информации), в игре, подражании, движениях, экономии сил (потребность в отдыхе) и др.
Потребности у собак сопровождаются переживанием могучих эмоций: голода, жажды, полового влечения, страха, гнева (злобы), дружелюбного отношения к человеку (хозяину) и др.
Эмоции относятся к процессам внутренней регуляции поведения. Они являются субъективной формой выражения потребностей и предшествуют той деятельности (двигательные реакции), которая направлена на их удовлетворение, побуждая и направляя её к достижению цели (мотивация). Они выражают отношение животного к тому или иному раздражителю, который может способствовать или предшествовать осуществлению какой-либо деятельности. Например, отношение собаки и постороннему человеку будет разным (собаки делят людей на хозяев и врагов).
Распознавание - это основное свойство животных, обеспечивающее их целесообразное поведение. При этом одни раздражители вызывают положительные эмоции, а другие - отрицательные. Эмоциональный опыт собак изменяется и обогащается в процессе их выращивания и воспитания, в результате эмоционального резонанса при общении с родителями и другими животными и под влиянием условий жизни и дрессировки.
В поведении большую роль играют не только внешние раздражители, но и доминирующая мотивация прошлый опыт. Присущие живым существам потребности придают психическому отражению и поведению в целом изначальную активность, а их рефлекторная природа делает поведение целенаправленным, соответствующим объективным условиям окружающей внешней среды.
Академик И.П. Павлов писал: "Животное так должно реагировать на внешний мир, чтобы всей ответной деятельностью его было обеспечено его существование".
В естественных условиях поведение животных, в том числе и собак, направлено прежде всего на сохранение жизни и воспроизведение.

 

Оффлайн Андрей Носиков

  • Носиков Андрей
  • Маламутозависимый
  • ******
  • Сообщений: 3358
  • Спасибо: +133/-23
  • Маламуты, Гренки, СИБЫ.
  • Последнее посещение :
    11 Март 2013, 22:58:36
    Местоположение: Тула
                                          Дрессировка

Дрессировка - это выработка у животных определённых навыков (привычек), необходимых для управления их поведением и использования на какой-либо работе.
Дрессировкой собаку можно приучить к определённому поведению в определённой обстановке. С помощью целенаправленного специального обучения человек приучает собаку к конкретной, часто довольно сложной работе. Например, её можно научить разыскивать отставших от стада животных, защищать своего хозяина, охранять имущество и жильё, спасать утопающих, разыскивать вещи и человека по запаховым следам, переносить и перевозить лёгкие грузы, помогать при охоте на птиц и зверей, буксировать лыжника, выполнять роль проводника слепых, обнаруживать утечку газа, разыскивать полезные ископаемые и даже искать грибы.
Собаки сравнительно легко поддаются разнообразной дрессировке ввиду наличия у них высокоразвитой нервной системы и прекрасно развитых органов чувств: обоняния, слуха, зрения и др. К тому же собака по-своему умное животное, обладающее элементарным мышлением, которое у неё возникло в процессе длительного развития в ответ на необходимость биологически приспосабливаться к меняющимся условиям жизни, а также в результате совместной жизни с человеком и службы ему.
Своеобразный ум собаки проявляется в способности использовать прежний опыт в самой различной обстановке, в способности быстро перестраиваться и приспосабливать своё поведение к новым условиям, в чёткости действий при выполнении сложной работы по сигналам дрессировщика.
Однако при дрессировке собак не следует забывать, что их мышление качественно отличается мыслительной деятельности человека, способного к мышлению отвлечённому, абстрактному. Мушление собаки резко ограничено. Она способна постигнуть лишь то, что непосредственно может увидеть, понюхать, услышать. Только это позволяет ей по виду, запаху, звуку, температуре, вкусу и прочему устанавливать связи между предметами и явлениями во времени и пространстве.
Обучение собаководов-любителей дрессировке собак включает три раздела специальной подготовки: 1) изучение теории (физиологических основ) поведения собаки и её дрессировки; 2) изучение техники дрессировки; 3) практическую работу на дрессировочных площадках или полевых условиях по выработке навыков у собак.
Знание физиологических основ поведения и дрессировки собак необходимо для того, чтобы понимать особенности её психики и в соответствии с ней правильно строить свою работу с животными.
Техника дрессировки включает в себя правила воздействия на собаку определёнными раздражителями с целью выработки у неё необходимых навыков. Кроме того, техника дрессировки учит режиму дрессировки последовательности выработки навыков и правилам применения собак на различных видах службы.
Принято различать дрессировку общую и специальную, а также тренировку служебных собак.
Общая дрессировка имеет целью выработать у собаки сравнительно простые навыки общего послушания, необходимые для каждодневного управления поведением собаки, а также для выработки специальных навыков. Навыки общей дрессировки обычно называют общим курсом дрессировки (ОКД), так как с их помощью человек может дисциплинировать поведение собаки. Навыки ОКД вырабатываются у всех собак, независимо от их служебного предназначения.
Специальная дрессировка учит собак служебных пород определённой службе: караульной, сторожевой, розыскной, ездовой, пастушьей, минно-розыскной, рудорозыскной, газоразведывательной, поисково-спасательной, проводников слепых.
Тренировка собак представляет собой повторение пройденного и проводиться с тем, чтобы сохранить в памяти собаки навыки, выработанные у неё при дрессировке, и совершенствовать их. Тренировку необходимо проводить в тех условиях, в которых собака применяется на службе. Умелая тренировка повышает служебные качества собаки.

Оффлайн Belka

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 116
  • Спасибо: +16/-19
  • Последнее посещение :
    10 Декабрь 2014, 01:24:36
Андрей,
Не хочу изобретать велосипед, но от теории дедушки Павлова как основы дрессировки прогрессивное человечество давно уже отказалось. :) Также современные специалисты-кинологи признали наличие у собаки элементарной рассудочной деятельности и абстрактного мышления, безусловно, сильно отличную от человеческих, но тем не менее...

Также навыки ОКД вовсе не нужны всем собакам, а те методы, которыми эти навыки традиционно вырабатываются у собак служебных пород, в большинстве случаев маламутам не подходят.

Так что с теориями из официальных источников по научным разработками я бы посоветовала обращаться поаккуратнее и с некоторой долей сомнения. Хотя знать их, безусловно, очень полезно - хотя бы даже для того, чтобы аргументированно с ними не соглашаться. :)

Оффлайн Belka

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 116
  • Спасибо: +16/-19
  • Последнее посещение :
    10 Декабрь 2014, 01:24:36
например, вот это
Цитировать
Например, отношение собаки и постороннему человеку будет разным (собаки делят людей на хозяев и врагов).
Похоже на цитату из учебника по служебному собаководству 1938 года издания, предназначаемому для обучения проводников собак конвойных войск ГУЛАГа.

Собаки, как мы знаем, никого никак не делят. Отношение к каждому человеку у собаки индивидуальное, оно может быть в разной степени позитивным или негативным, может быть нейтральным, может меняться в зависимости от времени, ситуации, поведения человека, самочувствия собаки и положения звезд на небе.  ;) также собака в большинстве случаев легко меняет хозяина, и лидер для нее также может меняться ситуативно...

Так как-то  :)

Оффлайн Андрей Носиков

  • Носиков Андрей
  • Маламутозависимый
  • ******
  • Сообщений: 3358
  • Спасибо: +133/-23
  • Маламуты, Гренки, СИБЫ.
  • Последнее посещение :
    11 Март 2013, 22:58:36
    Местоположение: Тула
Итак, как говорит Belka, нужно и полезно это знать хотя бы для того, чтобы аргументированно с ним не соглашаться, продолжим.

               Роль нервной системы в поведении животных.
Исследования академика И.П. Павлова и его учеников показали, что поведением животных управляют большие полушария головного мозга. Эту работу больших полушарий И.П.Павлов назвал высшей нервной деятельностью (ВНД). По своему содержанию высшая нервная деятельность соответствует таким понятиям, как психическая деятельность, поведение животных. Физиологической основой высшей нервной деятельности являются индивидуально приобретённые рефлексы, названные И.П.Павловым условными. Кроме головного мозга, нервная система собаки состоит из спинного мозга и отходящих от них на периферию нервов.
Функции нервной системы очень сложны. Она управляет работой всех внутренних органов и осуществляет связь организма с окружающей средой.
Под окружающей средой следует понимать совокупность различных раздражителей. Одни из раздражителей могут быть для организма полезными, другие - вредными, третьи - нейтральными. Правильная ответная реакция животного на них обеспечивает нормальное взаимодействие организма с окружающей средой, обеспечивая ему жизнь. Так, например, голод и жажда заставляют собаку настойчиво искать пищу и воду. Собака, страдающая от глистов, начинает есть чернобыльник, к которому обычно не прикасается. Здесь возбуждение, возникшее в организме собаки, настраивает органы чувств на нужный объект (раздражитель). Чернобыльник в данном случае является ключевым раздражителем инстинктивной реакции собаки, он подходит потребностям организма как ключ к замку.
Ключевые раздражители являются для животного изначально биологически значимыми. А при научении раздражители вначале являются относительно индифферентными для животного, и только когда оно запоминает их в ходе накопления индивидуального опыта, они приобретают для него сигнальное значение.

Оффлайн Belka

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 116
  • Спасибо: +16/-19
  • Последнее посещение :
    10 Декабрь 2014, 01:24:36
Одни из раздражителей могут быть для организма полезными, другие - вредными, третьи - нейтральными.
Андрей, а по каким критериям раздражители относятся к полезным-вредным-нейтральным? Можешь привести примеры?

Еще бы ссылку на источник бы...  :-[