Если канал, где парковались подлодки для ремонта, снаряжения и погрузки - всего 600 метро, то пешеходный маршрут гораздо больше. И это еще лишь доступная туристу часть!
Это вагонетки, использовавшиеся при проходке тоннелей под горой Таврос.
Сначала Объекты строили только военные строители, но в сжатые (спущенные сверху) сроки не укладывались. Так появилась специальная гражданская строительная организация, построившая столько всего!
На самом деле район Севастополя весь пронизан подземными ходами, пецерами и объектами.
Настенная карта с подсвеченными сооружениями. Одни - образовались с помощью природы и использованы человеком, другие - сразу строились человеком. Короче, через эту карту только макароны отбрасывать ))
Теперь из предбанника мы пройдем в туннель, с которого, собственно, начинается защищенный объект.
Видите створки дверей? Многотонные конструкции, способные обеспечить защиту от атомного взрыва.
В шлюзе между первыми и вторыми дверьми - обновление экспозиции. Вернее, ее увеличение, новая часть. В процессе, поэтому мы прошмыгнули сквозь нее без остановки (((
От основного коридора расходятся ответвления, где ремонтировали, хранили оборудование и вооружение, топливо и питание.
Это торпеда. Вглубине горы ее проверяли и тестировали (был даже бассейн для проверки герметичности корпуса - для исключения утечки взрывоопасного топлива).
Вот рядом боевая зеленая и учебная полосатая торпеды. Мужик рядом для масштаба ))
Это ретроспективные фото бухты Балаклава. Справа - сразу после Великой отечественной войны.
Слева - уже после постройки Объектов. Погрузка торпед-ракет на подлодку у пристани (на самом деле, подземное снаряжение оружием могло использоваться только при прямой угрозе или военных действиях). Подготовка - да, хранение - да, а вот погрузка - снаружи.
Но мы продолжаем подземное путешествие по основному тоннелю.
Он изогнут с таким расчетом, чтобы погасить ударную волну. В случае, если она таки прорвется внутрь.
По тоннели ездили электрокары, подвозя всё необходимое от мастерских к каналу.
Стильные крышки люков - с подводной лодкой )))
Кстати, ниже технический уровень - провода, кабель, трубы.
Выход на канал. Прямо перед нами сухой док. Вода откачивалась, когда сюда ставили на ремонт подлодку.
Макет подлодки, которые могли здесь ремонтировать (это малый и средний классы)
Люди в ОЗК со стороны сухого дока.
За ними основной канал, по которому я проплыл ранее
Это тоже подлодка. Тритон. На двух диверсантов в подводном снаряжении.
Использовалась для диверсий и защиты от них.
Кабина. Не герметичная.Заполнялась водой при погружении.
Рычаги управления. А как иначе - это не голым пальчиком по сенсорному экрану бегать
Чуток навигатора для ориентира )))
Основной канал у резиновых человечков. Направо - выход в открытое море.
Это вид на вход в сухой док. Ботапорт заполнен водой и стоит на дне канала (8 метров).
Отсюда подавались подготовленные торпеды. Но!
Та сторона - "гражданска". Только подготовка носителя или снаряжение обычными зарядами. А мы сейчас пройдем на "военный" Объект. Здесь торпеды заряжались ядерными боеголовками! Помните вид с воды?
Привет от ядерщиков ))
В первом расширении коридора - ходовые макеты судов. На них "проигрывали" различные ситуации и учились принимать решения. Что будет если...? Как поставить корабли в случае...?
А это реальая история - таран нашим судном американского крейсера в Черном море.
Это когда стрелять нельзя, но проучить требуется))))
А теперь мы вовсе в святая святых - всё ближе к ядру ядерного Объекта.
Тоннель для подвозки торпед для установки ядерных зарядов и транспортирования готовых изделий к подводным лодкам в канале.
Понять, зачем и почему нам нужно было столько ядерного оружие в принципе (не считая этого Объекта) поможет эта схема. Нанесение ядерного удара США по СССР. Найди свой город...
А это наш оттвет. Ядерная боеголовка для торпеды. Поворотный стол и тележка на нем.
Тссс. Враг подслушивает!
Шкаф для хранения зарядов. Шкаф - это само помещение.
З второй дальней откатной дверью - сами заряды
Вход в зону подготовки боеголовок, обслуживания зарядов.
Кстати, все переходы и коридоры ядерного Объекта обшиты обычным шифером. Для чего?
Чтобы исключить эхо от команд и неправильные действия в связи с этим.
Здесь сейчас музей. Элементы оборудования, стенды, макеты. В прошлом - здесь готовили боеголовки, собирали заряды для установки.
Это пример тренировки аварийного выхода из подлодки через торпедный аппарат.
Посмотрите "72 метра"
Это сама боеголовка с зарядом. Фас
Профиль
Элемент корпуса подлодки класса Варшавянка. По-простому, "Черная дыра" из-за шикарной шумаоизоляции.
Справа - прочный корпус - в нем люди и техника. Слева - легкий "дырявый" корпус с шумкой. Между - вода и балласт.
Плита шумоизоляции Варшавянки
А это внутри прочного корпуса. Цветом место, откуда вырезали
Пульт управления.
Руками не трогать, а то придется потом с карты страны ластиком стирать
)
Лодка в разрезе
Часть торпедного аппарата. Детям, если хорошо себя ведут (не бегают, не кричат) - разрешают залезть и сделать селфи )))
Еще один экспонат - крылатая ракета. Также могли нести ядерные заряды.
Как в песне поется:"крылаааатые ракееееты, летят, летят,летяят..." )))
Носик очень даже острый.
Тот самый поворотный стол с боеголовкой.
Налево отвезешь (там лодка), Прямо за боеголовкой - склад пустых боеголовок. Направо - выход из Объекта
Технические блоки (подстанции и тд)
Боеголовка для ракеты.
Помни!
Что я не всё, что теперь знаю, рассказал на форуме. Придется самому ехать и всё узнать на месте!))))
А мы уже у выхода на свет белый.
Здесь нам говорят "Спасибо. Свободны. Но..." ))
И выходов на самом деле два: на тележке или на своих двоих...
... по людскому ходоку ))))
Который тоже изогнут для гашения взрывной волны. Мало ли она против движения пойдет
Взгляд обратно - внутрь горы и ядерного Объекта.
Улица, дневной свет, арсенальный двор.
Здесь грузили подлодки в обычном режиме
Маршевая турбина корабля (СКР)
Двигатель немецкой субмарины
Маскировка под строительную конструкцию )))
Палубная авиация в лице самолета вертикального взлета и посадки - ЯК-38
Вот )