Если канал, где парковались подлодки для ремонта, снаряжения и погрузки - всего 600 метро, то пешеходный маршрут гораздо больше. И это еще лишь доступная туристу часть!

Это вагонетки, использовавшиеся при проходке тоннелей под горой Таврос.
Сначала Объекты строили только военные строители, но в сжатые (спущенные сверху) сроки не укладывались. Так появилась специальная гражданская строительная организация, построившая столько всего!

На самом деле район Севастополя весь пронизан подземными ходами, пецерами и объектами.
Настенная карта с подсвеченными сооружениями. Одни - образовались с помощью природы и использованы человеком, другие - сразу строились человеком. Короче, через эту карту только макароны отбрасывать ))

Теперь из предбанника мы пройдем в туннель, с которого, собственно, начинается защищенный объект.
Видите створки дверей? Многотонные конструкции, способные обеспечить защиту от атомного взрыва.

В шлюзе между первыми и вторыми дверьми - обновление экспозиции. Вернее, ее увеличение, новая часть. В процессе, поэтому мы прошмыгнули сквозь нее без остановки (((

От основного коридора расходятся ответвления, где ремонтировали, хранили оборудование и вооружение, топливо и питание.

Это торпеда. Вглубине горы ее проверяли и тестировали (был даже бассейн для проверки герметичности корпуса - для исключения утечки взрывоопасного топлива).

Вот рядом боевая зеленая и учебная полосатая торпеды. Мужик рядом для масштаба ))

Это ретроспективные фото бухты Балаклава. Справа - сразу после Великой отечественной войны.
Слева - уже после постройки Объектов. Погрузка торпед-ракет на подлодку у пристани (на самом деле, подземное снаряжение оружием могло использоваться только при прямой угрозе или военных действиях). Подготовка - да, хранение - да, а вот погрузка - снаружи.

Но мы продолжаем подземное путешествие по основному тоннелю.
Он изогнут с таким расчетом, чтобы погасить ударную волну. В случае, если она таки прорвется внутрь.
По тоннели ездили электрокары, подвозя всё необходимое от мастерских к каналу.

Стильные крышки люков - с подводной лодкой )))
Кстати, ниже технический уровень - провода, кабель, трубы.

Выход на канал. Прямо перед нами сухой док. Вода откачивалась, когда сюда ставили на ремонт подлодку.

Макет подлодки, которые могли здесь ремонтировать (это малый и средний классы)

Люди в ОЗК со стороны сухого дока.
За ними основной канал, по которому я проплыл ранее

Это тоже подлодка. Тритон. На двух диверсантов в подводном снаряжении.
Использовалась для диверсий и защиты от них.

Кабина. Не герметичная.Заполнялась водой при погружении.

Рычаги управления. А как иначе - это не голым пальчиком по сенсорному экрану бегать


Чуток навигатора для ориентира )))

Основной канал у резиновых человечков. Направо - выход в открытое море.

Это вид на вход в сухой док. Ботапорт заполнен водой и стоит на дне канала (8 метров).

Отсюда подавались подготовленные торпеды. Но!
Та сторона - "гражданска". Только подготовка носителя или снаряжение обычными зарядами. А мы сейчас пройдем на "военный" Объект. Здесь торпеды заряжались ядерными боеголовками! Помните вид с воды?

Привет от ядерщиков ))

В первом расширении коридора - ходовые макеты судов. На них "проигрывали" различные ситуации и учились принимать решения. Что будет если...? Как поставить корабли в случае...?

А это реальая история - таран нашим судном американского крейсера в Черном море.
Это когда стрелять нельзя, но проучить требуется))))

А теперь мы вовсе в святая святых - всё ближе к ядру ядерного Объекта.

Тоннель для подвозки торпед для установки ядерных зарядов и транспортирования готовых изделий к подводным лодкам в канале.

Понять, зачем и почему нам нужно было столько ядерного оружие в принципе (не считая этого Объекта) поможет эта схема. Нанесение ядерного удара США по СССР. Найди свой город...

А это наш оттвет. Ядерная боеголовка для торпеды. Поворотный стол и тележка на нем.

Тссс. Враг подслушивает!

Шкаф для хранения зарядов. Шкаф - это само помещение.
З второй дальней откатной дверью - сами заряды

Вход в зону подготовки боеголовок, обслуживания зарядов.

Кстати, все переходы и коридоры ядерного Объекта обшиты обычным шифером. Для чего?
Чтобы исключить эхо от команд и неправильные действия в связи с этим.


Здесь сейчас музей. Элементы оборудования, стенды, макеты. В прошлом - здесь готовили боеголовки, собирали заряды для установки.

Это пример тренировки аварийного выхода из подлодки через торпедный аппарат.
Посмотрите "72 метра"

Это сама боеголовка с зарядом. Фас

Профиль

Элемент корпуса подлодки класса Варшавянка. По-простому, "Черная дыра" из-за шикарной шумаоизоляции.
Справа - прочный корпус - в нем люди и техника. Слева - легкий "дырявый" корпус с шумкой. Между - вода и балласт.

Плита шумоизоляции Варшавянки

А это внутри прочного корпуса. Цветом место, откуда вырезали


Пульт управления.
Руками не трогать, а то придется потом с карты страны ластиком стирать

)

Лодка в разрезе

Часть торпедного аппарата. Детям, если хорошо себя ведут (не бегают, не кричат) - разрешают залезть и сделать селфи )))

Еще один экспонат - крылатая ракета. Также могли нести ядерные заряды.
Как в песне поется:"крылаааатые ракееееты, летят, летят,летяят..." )))

Носик очень даже острый.

Тот самый поворотный стол с боеголовкой.
Налево отвезешь (там лодка), Прямо за боеголовкой - склад пустых боеголовок. Направо - выход из Объекта

Технические блоки (подстанции и тд)

Боеголовка для ракеты.

Помни!
Что я не всё, что теперь знаю, рассказал на форуме. Придется самому ехать и всё узнать на месте!))))

А мы уже у выхода на свет белый.

Здесь нам говорят "Спасибо. Свободны. Но..." ))

И выходов на самом деле два: на тележке или на своих двоих...

... по людскому ходоку ))))

Который тоже изогнут для гашения взрывной волны. Мало ли она против движения пойдет


Взгляд обратно - внутрь горы и ядерного Объекта.

Улица, дневной свет, арсенальный двор.
Здесь грузили подлодки в обычном режиме

Маршевая турбина корабля (СКР)

Двигатель немецкой субмарины

Маскировка под строительную конструкцию )))

Палубная авиация в лице самолета вертикального взлета и посадки - ЯК-38

Вот )