Как всегда, завершение любого соревнования, статья Анастасии Левинской в журнале
http://www.sled-dogs.ru/report_b_noch_2010.htmlМеждународная гонка "Белые ночи-2010"
Накануне соревнований Питер встретил нас грозой и проливным дождем, который после перешел в мелкий упорный дождик. Он методично капал целые сутки до старта и на протяжении всей гонки, но после московской 35-градусной жары такая погода казалась настоящим благом.
Собаки с удовольствием валялись в мокрой траве (а кое-кто из них и в собственнолапно раскопанной земле), люди, посетив соседний супермаркет, дополнили свое снаряжение резиновыми сапогами и дождевиками всех цветов радуги. Палаточный лагерь у стадиона «Ракета» в Александрийском парке Петродворца приобрел забавный и необычный вид, после чего к дождю привыкли и уже не обращали на него внимания. Бывалые (те, кто был на «Белых ночах» в прошлом году) запаслись всем необходимым заранее – тенты, палатки, спальники, одеяла и газовые горелки позволили прожить эти три дня почти комфортно.
К тому же в этот раз на стадионе была настоящая еда и душ для участников. Правда еда кончилась уже в субботу к середине дня, а с водой в душе везло не всем: она, то заканчивалась внезапно, то шла только холодная. Но помыться, хотя бы сегментарно, удавалось. В Питере вообще уже второй год наблюдается неправильное распределение воды – с неба ее льется много, а из крана мало. Организаторы, конечно, в этом не виноваты, но в связи с таким положением в палаточном лагере очень быстро закончились все сухие вещи. А высушить их было негде – пожалуй, в бытовом плане это было самым неприятным моментом.
Но как ни старался дождь, он не смог испортить трассу – вода уходила с дорожек парка по дренажной системе, искусно проложенной его создателями. Александрийский парк возник на месте Большого, или Оленьего зверинца, устроенного в 1730-е годы (именно поэтому улица, на которой расположен стадион, и называется Зверинской). Однако, в 1826 году зверинец перевели в Английский парк.
Старое место пустовало не долго. В 1832-1836 году, здесь разбили пейзажный парк, в центре которого был вырыт пруд. На одном из трех его островков построили деревянный Швейцарский домик, а на другом - чугунную беседку, с бюстом императрицы Александры Федоровны, и сентиментальной надписью: "счастию моей жизни". Ведь ее именем и был назван парк. Сейчас построек этих уже нет, но пруд, который огибала дистанция 5км, тот же самый.
Красивейшее место, конечно, является визитной карточкой гонки и дает большие возможности: спортсмены из разных городов и стран охотно приезжают и будут приезжать на гонку с романтическим названием «Белые ночи», которая проводится в столице фонтанов - Петергофе. Старинный парк притягивает сам по себе, даже тренировки и просмотр трассы доставляют эстетическое удовольствие. К тому же в свободное время можно посетить другие знаменитые парки и дворцы Петергофа, расположенные в полутора километрах от места старта
Но статус места одновременно накладывает определенные обязательства и требует высокого уровня проводимых соревнований, продуманной и четкой организации. И в этом плане радует явный прогресс: родившаяся только год назад, гонка в этом году уже стала международной и собрала рекордное количество участников. 115 участников на старте – спортсмены из 9 регионов России (СПб, ЛО, Москва, МО, Тверь, Тула, Иркутск, Чебоксары, Нижний Новгород) из Латвии и из Литвы. Проделанную организаторами работу видно сразу – даже по общему впечатлению мероприятие прошло намного лучше прошлогоднего – более продуманно, масштабно, красиво.
Лучше, но не легче… Два этапа ночной гонки с перерывом в три часа – нелегкая работа и для спортсменов, и для организаторов. В 23.00 на трассу ушел первый участник. Около двух ночи закончился первый этап. В пять утра – подъем, а в шесть уже старт второго этапа. Итого три часа на всё: восстановительные процедуры для собак, осмотр и «восстановление» инвентаря, который тоже испытывал невероятные перегрузки, «разбор полетов», общение и…сон? Далеко не всем хватило на него времени.
«Белые ночи» в ездовом спорте синоним не романтики, а испытания.
Но спортсмены уже успели полюбить эту трудную гонку, у команд появились «свои» места на стейк-ауте, «фирменные» шуточки насчет погоды и легенды о «блуждающих» во тьме знаках разметки. Да, именно во тьме – Питерские белые ночи не так уж светлы. И хотя темнота наступает на «Белых ночах» ненадолго и не везде – на открытых участках и в час ночи всего лишь сумерки – но в лесу к моменту старта байкджоринга становится действительно темно. Все-таки ключевое слово в названии гонки – «ночи». Гонка полноценно ночная, это стало понятно ещё в прошлом году. Тем более странно было снова видеть у большинства участников «бутафорские» фонарики на пять светодиодов. Видимо, освещение должны были обеспечить пресловутые белые ночи…или, в крайнем случае, организаторы.
Не знаю как белые ночи, а организаторы выполнили свою часть работы в этом направлении на три с плюсом – в зоне старта и финиша свет был, гонщикам выдали светоотражающие полоски на руку. Первое – несомненный прогресс по сравнению с прошлым годом, практическая ценность второго сомнительна (фонари участников было видно намного лучше и раньше, чем эти полоски)
Не было: светоотражающих меток по ходу трассы, на ограждениях и поворотах. Номера, заляпанные грязью, не читались, сумерки «стирали» очертания и цвета, так что непонятно было круглый впереди знак или квадратный, красный или синий. А скорости в байке на этой трассе так высоки, что на «опознание» знака остаются считанные секунды, тем более когда дождь и грязь залепляют глаза. В условиях ночи и плохой погоды разметка должна читаться мгновенно и однозначно. Это, безусловно, недоработка организаторов, но никакие светоотражающие метки и разметки не помогут гонщику правильно пройти трассу, если им нечего будет отражать.
Нетрудно догадаться, что если фонарь освещает пространство на пять метров вперед, то светоотражающие элементы можно увидеть, только находясь на расстоянии пяти метров от них. Останется время среагировать?
Но это знаки. А ведь даже на самых ровных дорожках бывают упавшие ветки, камни, мыши, ночные прохожие, в конце концов. И тут уж безопасность гонщика – забота самого гонщика. Организаторы ясно предупредили: «Белые ночи» - фонарь необходимое снаряжение.
Но…хороший фонарь, к сожалению, пока не воспринимается как необходимое снаряжение. Я насчитала не более десятка фонарей, которые могли бы обеспечить относительно безопасное прохождение трассы. Поэтому претензии участников к разметке являются справедливыми только наполовину.
(Претензии участников – разговор вообще отдельный, он не умещается в рамки репортажа, материал о проблемах судейства будет в новом номере журнала).
Для светлого времени суток разметка вполне достаточна, но стартовать в 6 утра от этого не легче. После первого – самый опасного – этапа, идет второй – самый сложный. И самое-самое сложное в нем – открыть глаза после короткого сна-обморока. Дальше мысль о возможном опоздании на старт буквально выбрасывает на улицу, а там уже «бодрят» сырость и холодный ветер. Перед стартом собаки проходят второй ветконтроль. Ветеринары, к моему удивлению, не обращают внимания на состояние подушечек лап. А зря, трасса довольно жесткая и у многих собак они стерты. Особенно плохо в этом случае упряжным собакам: «необутые» одиночки на втором этапе бегут по мягкой скошенной траве на обочине трассы, в упряжке это невозможно. Некоторые спортсмены огорченные, что собаки бежали хуже на втором этапе, потом обнаруживали у них стертые в кровь лапы.
К большому сожалению, ветеринары на наших гонках часто выступают в роли защиты собак от нерадивых и невнимательных хозяев. И это как раз тот случай. Конечно, нет смысла заставлять всех сразу надевать тапки, но при таком качестве трассы они должны входить в комплект необходимого снаряжения и надеваться как минимум по требованию ветеринара.
Второй этап стартовал и финишировал как-то неожиданно быстро, как будто при монтаже этого утра вырезали середину пленки. Гонка закончилась, и дождь тоже, наверное, устал, как и мы. «Белые ночи» - особенное событие, так сложилось, что этой гонке нет аналогов: по режиму, погоде, скоростям. Участие в ней требует помимо физических качеств, собранности, жесткой дисциплины и внимательности к мелочам.
И ещё. Она удивительно проявляет людей: в сложных условиях, под прессом усталости сразу видна толщина «культурного слоя»… Сразу видно, что внутри – там, под (приличной) внешней оболочкой. Она вытаскивает городского жителя из привычных условий, заставляет принимать решения, действовать и прикладывать усилия. Странно, конечно, что в нашей жизни это считается экстримом, странно, что для этого надо ехать в Александрийский парк, спать в палатках под дождем и выходить на ночную трассу. Но хотя бы так…
Суть этой гонки не в ее результатах, а в самом событии, поэтому я не буду говорить о победителях – на это есть протоколы. У каждого на этой гонке была своя победа. Их не взвесить на одних весах, не измерить одной мерой, их невозможно сравнить. Места, минуты и секунды ничего не говорят о пройденном пути. Но каждый человек сам может оценить, стал ли он победителем сегодня. И вот эта оценка одна только и имеет значение.
Поздравления – победителям!
Анастасия Левинская