Ну, про быт так про быт. Батарейку фотоаппарата я зарядить забыл, запасная оказалась разряжена — с маршрута Питер-Псков-Минск-Брест-Краков-Брно фоток не будет. Тем более что и ехали большую часть в темноте, какие там фотки. Позже повешу, как на холмы у дома вылезем, поснимаемся.
РоссияСкоростной режим == «еду с потоком». Нас едет трое, Стелс, Натаха и я (не считая собаки), водят Стелс с Натахой. Причём за рулём в основном Стелс, у него опыт больше в разы, хотя и первый раз на автомате. Сетует, что машина вялая. По сравнению с его «эклипсом», ну дык. Дорога так себе, прямо скажем. Не адъ, но местами доставляет сильно. Причём границы между областями видны очень хорошо. Кажется нелогичным, что люди отвечают за области, а не за дорогу в целом: ехал-ехал по относительно неплохой дороге по Ленобласти, и вдруг опаньки, сплошное заплюсье.
БеларусьГраница между РФ и Белоруссией та ещё граница
Дороги поаккуратнее в целом, а М1 и вовсе автобан. На М1 всего проехали три пункта сбора денег, каждый раз платили по 20-25 рур. Положа руку на сердце, было бы нежалко и больше заплатить.
Беларусь оставила самые противоречивые впечатления. От границы у Опочки до Орши, точнее, до выезда на М1, ни одной заправки на трассе. Может быть, в глубине где, в Витебске, скажем. Но на трассе нет. Вдоль М1 заправки есть. В Минске чудовищные очереди за бензином, как за колбасой в конце 80х. Ходят слухи, что бензин резко подорожает (а сейчас 95й стоит около 20 рур за литр), на заправках объявление, что отпускают не больше 200 литров в руки. На многих заправках не отпускают 92 и 95 в определённые часы, на каждой заправке по-своему. На выезде из Беларуси встретили забавный циркуляр, когда нас отказались заправлять за рубли. Оказывается, иностранцев у границ заправляют только за инвалюту: русские рубли, доллары или евро.
Практически нет мотелей, встретил всего два или три вдоль М1, один у Орши, два других ближе к Бресту. А мы ночевали в Минске. Ощущения от Минска… Реально СССР. Очень чисто, гостиницы «(Ин)турист», рестораны с характерной публикой (советские люди в рестораны не ходят). Что такое wifi, не знают. Карты Минска нет, в гостиницу с собакой не пустят, «езжайте на вокзал, на ночь квартиру снимите у барыг». Через gprs (ох ну и дорогой роуминг у мегафона! жесть просто) нашли мотели Минска, все четыре штуки в окрестности до 50км. Поехали в один из них, в Пяцэўщине, в 20км от горада-героя Мінска. Обычная советская гостиница, или даже санаторий. Очень рекомендую, ибо дёшево невероятно.
Там же, под Минском, расшатался стабилизатор в передней подвеске. Беды большой (как потом объяснил Стелс) в том не было, но стучал он очень громко и нервировал в основном тем, что было ещё не ясно, что стучит. А намотать на колесо, скажем, тормозную колодку на 130kmh, удовольствие небольшое. Зависли на день в Минске, нашли СТО, отремонтировались. Сервис обошёлся что-то около 400 рур. Были в шоке. Словили штраф за превышение на 23 kmh, 70.000 руб, это около 200 рур. Рублей с собой не было, пошёл снимать в банкомат в супермаркет, в итоге комиссия за съём оказалась такая же, как сама сумма…
Супермаркет удивил. Два банкомата, к одному никого, к другому очередь почище наших сбербанковских. Дёшево, выпечка всякая вкусная, мясо-колбаса (Беларусь — родина колбасы, точно говорю!), но. Нет нарезки, вообще никакой ничего. Только если просить девушку за прилавком нарезать. Практически нет фруктов и овощей. Зелёные бананы, незрелые помидоры, весь выбор. Зато есть прилавочек с суши. Около 300 рур… за килограмм. Что такое палочки, впрочем, там не знают, но знают, что можно купить одноразовую вилку в соседнем отделе. Там, правда, помимо вилки можно и палочки купить, как выяснилось. Что такое wifi, там тоже не знают. Или тщательно скрывают.
И вот на фоне всего этого советского заповедника внезапных дефицитов и непонятных очередей удивительно незамутнённые, живые, весёлые и доброжелательные люди. Настолько доброжелательные, что мне было стыдно за мою мрачную питерскую физиономию. На дороге предельно вежливые и аккуратные, за одно только поведение водителей на дороге Беларусь можно полюбить.
ПольшаНу, Польша как Польша. Хорошие дороги, аккуратные водители, дорогой бензин, великолепная разметка, светящиеся знаки на солнечных батареях. Везде мотели, заправки. Платить в мотелях можно в евро, но в злотых получается сильно дешевле. С собакой в отель пустили без проблем. Английского почти нигде не понимают.
Платные дороги такие платные, это жесть же какаята. Два пункта сбора проехали, на одном 5 евро, на втором 8 (чуть недоезжая Кракова, срулили бы на просёлки, сэкономили бы). В злотых, опять же, было бы дешевле. Евро принимают только в виде бумажек, никаких монет.
ЧехияЗнак на мосту, «Евросоюз, Чешская республика». Всё, вся граница. Тут же можно (и нужно) купить виньетку на стекло, это дорожный налог. Минимум на 10 дней, стоит что-то около 400 в пересчёте на рур, уже не помню. На трассах движение плотное и очень быстрое, вдоль трасс заправок и мотелей нет, надо искать по навигатору и съезжать с трассы. Благо в навигаторе их отмечено множество, и это не проблема.
…
Чехия, да. В мотели, даже просто отели, кафе (и, говорят, в магазины — но это ещё не пробовал) с собаками пускают! Пускают! С собаками! С велосипедами — ни-ни. А собаками, да хоть со всей упряжкой. Остановились на пару дней в отеле «Panská lícha», там же побегали по холмам. Нашли маламута на частном участке, надо будет потом зазнакомиться, что ли.
За эти два дня удалось вписаться в коммуналку с IBMовцами из Румынии. Странные чуваки, если честно, ну да ладно, у каждого свои причуды, с меня хотя бы начать. Рядом отличные выгулы, на холмы здесь ещё не бегали, впрочем. В парке Масяня встретила ежа, первый раз в жизни. Последовавшая затем батальная сцена окончилась для неё сокрушительным фиаско.
Теперь потихоньку буду искать нормальную квартиру, на ближайший месяц крыша над головой есть, и то добре.